Сапгир Генрих
      Сапгир Генрих
Когда дело касается известного поэта, хочется начать с того, что всем знакомо, чтобы читатель сразу же сказал: «Да, это стихотворение я знаю!» После этого обычно можно обойтись без представления. Помните выражение «в представлении не нуждается»?..

Генрих Сапгир один из тех авторов, что у всех на слуху. Нет, наверное, ни одного родителя, кто не знал бы его стихотворения, положенного в основу мультфильма про принцессу и людоеда:

Принцесса была
Прекрасная,
Погода была
Ужасная.
Днём
Во втором часу,
Заблудилась Принцесса
В лесу.

Не менее известно и стихотворение «Бутерброд» про, пожалуй, одно из важнейших изобретений в истории человечества:

Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрёл
Бутерброд.

Но, конечно, известность Генриху Вениаминовичу принесли не только забавные стихи. Он писал и серьёзные вещи, так что в литературных кругах Москвы про него говорили, что у петербуржцев был Бродский, а у москвичей – Сапгир. Такое уравновешивание показывало значимость творчества поэта.

Внимательное чтение его поэтических сборников для детей приводит к прекрасным открытиям. Сентиментальность, нежность, глубокий лиризм, парадоксальность, исключительная наблюдательность, ошеломительное владение языком, потрясающий музыкальный слух, – можно перечислять достоинства поэта долго. Иногда случайные слова (казалось бы, случайные, но нет), подобранные Сапгиром, вызывают что-то похожее на головокружение, как, к примеру, в стихотворении «Цветные слова»:

У травы – зелёные слова,
И слышны они едва-едва.

А у ветра – синие слова,
И от них кружится голова.

Возникающее ощущение головокружения совсем не зависит от слова «кружится», как можно подумать, оно спрятано в самом ритме, в вынужденном замедлении, в переходе на тихий шаг, в размеренности, в наложении синего цвета на зелёный, в их по-настоящему летнем слиянии, и только потом уже – в выдохе ветра, в прямолинейном «кружится голова». Но разве может она не кружиться от ослепительно синего?..

После такого ещё удивительнее кажутся переходы к игривости, к лёгкой подпрыгивающей походке, даже не походке, а – походочке вприпрыжечку, но с сохранением всё той же воздушности, как в стихотворении «Кузнечик»:

Надеть бы
Зелёный пиджак
И прыгнуть бы
В небо –
Вот так!
И скакать,
И плясать
По лугам,
Удивляясь
Проворным ногам.
Мне б зелёную
Скрипку
Достать,
Я сумел бы
Кузнечиком
Стать.

Иное впечатление производит построенное на игре слов стихотворение «Карманный комарик». Уже само название, сочетание двух несовместимых слов (ну разве может быть комарик карманным?) вызывает нежность. Ведь карманный – это ещё и совсем ручной, домашний, близкий, а не просто маленький и свободно помещающийся в карман.

– Есть у меня
Карманный фонарик.
– Карманный фонарик?
– Карманный фонарик.
– Тогда у меня –
– Карманный комарик.
– Карманный комарик?
– Карманный комарик.
Гнёздышко свил он
В кармане моём.
Вылетит вечером –
Песни поём:
Он тенором,
Я, разумеется, басом.

Была мысль завершить цитирование на «песни поём», поставить многоточие и не продолжать, ведь полюбоваться на комарика в гнёздышке можно и так. Можно и без продолжения насладиться непредумышленным хвастовством. Но в объяснении про тенор и бас, данном как бы между делом, есть что-то от повседневности, что-то очень привычное, что-то обыкновенное, доказывающее всей силой своей обыкновенности реальность этого карманного комарика. У тебя фонарик, а у меня – простой комарик. Вот он, смотри, только не беспокой до вечера. Вечером – другое дело. Тогда – вечерний концерт, а сейчас – ни-ни.

Стихи про комарика намного длиннее, мы привели лишь отрывок, но есть и то, что хотелось бы показать целиком, например, стихотворение «Улитка». Ещё одно живое существо, наблюдение за которым на самом деле является прислушиванием к едва слышной музыке, попыткой услышать эту музыку за подавляющим все лишние звуки шумом ливня. Попробуйте и вы разобрать одинокий золотой тишайший голосок.

Улитка

Золотая, завитая,
Музыкальная труба,
Ты в широком шуме ливня
Совершенно не слышна.
Но мне кажется, я слышу,
Слышу тихую тебя
Здесь, где мокрая капуста
И кирпичная стена.

С проектом «Поэтический четверг» можно познакомиться у нас на сайте: https://www.vodb.ru/detyam/poeticheskiy-chetverg/

Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Представленные в тексте и другие стихи Генриха Сапгира можно найти в следующих книгах в фонде нашей библиотеки:
1. Сапгир, Г. В. Карманный комарик : стихи / Г. В. Сапгир. - М. : Дет. лит., 1978.
2. Сапгир, Г. В. Красный шар : стихи / Г. В. Сапгир ; рис. В. Пивоварова. - М. : Дет. лит., 1973.
3. Сапгир, Г. В. Принцесса и людоед : [веселые стихи] / Генрих Сапгир ; [худож. В.Сергеев]. - М. : Малыш, 1991.
4. Сапгир, Г. В. Стихи / Генрих Сапгир ; худож. Е.Костина. - М. : Дрофа-Плюс, 2008.
5. Сапгир, Г. В. Четыре конверта : стихи / Генрих Сапгир ; рис. И. Кабакова. - М. : Дет. лит., 1976.