Остер Григорий

Остер Григорий

Юмористические стихотворения для детей всегда в нашей литературе занимали особое место. Никто не скажет, что они могут быть скучными, чтение и запоминание таких произведений не считается чем-то обязательным и обременительным, ведь это всегда возможность и от души посмеяться, и поднять себе настроение, и поделиться им с другими.

В 1990 году, то есть уже более тридцати лет назад, свет увидел первый поэтический сборник «Вредных советов» Григория Остера. С тех пор их вышло множество, ведь со временем оказалось, что это отдельный литературный жанр, новый и до этого никому не известный, в рамках которого можно было много чего сочинить. А самое удивительное состоит в том, что такие стихи мгновенно стали популярны, завоевав искреннюю любовь и преданность читателей всех возрастов.

Сам автор считает их прививкой от глупости и отрицает вредное влияние своих стихов на детей: «Я ещё раз повторяю: «Вредные советы» – это прививка от глупости! И говорить, что «Вредные советы» вредны на самом деле, это всё равно, что утверждать, что вредны прививки». В этих стихотворениях Остер, показывая, как плохо поступают невоспитанные и непослушные дети, вредничая, идёт от обратного. Действия героев со стороны выглядят смешными и глупыми, и во всём этом есть очень тонкий воспитательный момент:

Недавно учёные открыли,

что на свете бывают непослушные дети,

которые всё делают наоборот.

Им дают полезный совет:

«Умывайтесь по утрам» –

они берут и не умываются.

<…>

Учёные придумали, что таким детям

нужно давать не полезные,

а вредные советы.

Они сделают всё наоборот,

и получится как раз правильно.


Взрослые знают, что дети и в самом деле очень часто поступают наоборот. Когда из упрямства, когда из желания привлечь родительское внимание или разведать границы дозволенного, когда на собственном опыте убедиться, что ничего не получится или получится совсем не так хорошо, как могло бы быть. Очень важно давать детям экспериментировать, давать чувствовать, что у них есть свобода для этих экспериментов при условии, конечно, что это никому не вредит и никого не обижает. «Вредные советы» тоже можно считать экспериментами. Они уже состоялись, всё, что могло случиться, уже произошло, и читатель видит результат: портрет любимой мамы на обоях, пребывание с гипсом в больнице после прыжка из окна с зонтом, испорченное в луже пальто, грязные руки и многое другое. Таким образом, становится очевидной идея этих произведений, что не всем советам нужно следовать, а к разным ситуациям надо относиться с юмором. Даже над обычными и немного обременительными обязанностями, например, готовить портфель к школе ещё с вечера, можно посмеяться:

Портфель свой с вечера готовь:

Сначала положи

Туда учебники, потом

Насыпь карандаши,

Добавь тетради, накроши

Заполненный дневник

И, кипятком залив, поставь

На медленный огонь.


Лариса Рудова во 2 номере журнала «Неприкосновенный запас» за 2008 год писала, что «феномен Остера в современной российской культуре и детской литературе не имеет себе равных. За исключением Успенского, его статус трудно сравнить со статусом какого-либо другого современного детского писателя». Ему удалось не только избежать наставительного, поучительного тона в своих стихотворениях, но и подружиться с ребёнком, встать на его позицию и увидеть, что многие вещи, как та же подготовка портфеля, могут даваться в детском возрасте достаточно тяжело. Весёлая игра в «наоборот» – блестящий психологический приём, ведь с юмором и в игре трудности преодолеваются легче, а то и совсем незаметно.

Конечно, нельзя не отметить влияние таких произведений на детскую фантазию. Юмор всегда соседствует с воображением. Лишь один вопрос «а что будет, если…», и мысль уже ушла куда-то далеко, а в уме возникла какая-то иная действительность, в которой даже гравитация не действует:

Если ты решил купаться

И с обрыва прыгнул вниз,

Но в полёте передумал

В речку мокрую нырять,

Прекрати паденье в воду

И лети обратно, вверх.

Изменить своё решенье

Может каждый человек.


В этой же действительности – мире советов Остера – непослушание и вредность могут быть заразительны даже для взрослых, хотя и они, и дети прекрасно знают, как отличить шутку от настоящих вредности и глупости:

Совершать свои поступки

Уходи в другой район,

Потому что, если дома

Ты их будешь совершать,

Потрясённые соседи

Могут взять с тебя пример,

И тогда в твоём квартале

Невозможно станет жить.


Напоследок остаётся привести слова самого Григория Остера, исчерпывающе точные: «Если ребёнку не интересно читать, он не будет. Если ребёнку не интересно слушать, он отвернётся. И детским писателем можно быть только по-настоящему честным, потому что, в отличие от взрослых, детей не обманешь».


Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.


Представленные в тексте и другие «Вредные советы» Григория Остера можно найти в следующих книгах в фонде нашей библиотеки:

1.       Остер, Г. Б. Вредные советы. Как пережить трудное детство / Григорий Остер ; художник Андрей Мартынов. – Москва : АСТ : Астрель, 2007.

2.       Остер, Г. Б. Вредные советы : книга для непослушных детей и их родителей / Григорий Остер ; художник Андрей Мартынов. – Москва : Росмэн, 1994.

3.       Остер, Г. Б. Вредные советы – 2 : книга для непослушных детей и их родителей / Григорий Остер ; художник Андрей Мартынов. – Москва : Росмэн, 1998.

4.       Остер, Г. Б. Вредные советы – 3 : книга для непослушных детей и их родителей / Художник Андрей Мартынов. – Москва : Астрель: АСТ, 2001.

5.       Остер, Г. Б. Вредные советы – 4 / Григорий Остер ; художник Андрей Мартынов. – Москва : Астрель [и другие], 2006.


О творчестве Григория Остера:

1.       Остер Григорий Бенционович [Электронный ресурс] : сайт // ПроДетЛит. – URL: https://prodetlit.ru/index.php/Остер_Григорий_Бенционович (дата обращения: 22.05.2022).

2.       Рудова Л. Остер: от вредных советов до президентского сайта // Неприкосновенный запас. 2008. № 2 (58). URL: https://magazines.gorky.media/nz/2008/2/oster-ot-vrednyh-sovetov-do-prezidentskogo-sajta.html (дата обращения: 22. 05.2022).