Тимофеевский Александр

Тимофеевский Александр


Все знают песню «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой…» из мультфильма про Чебурашку и крокодила Гену, но не все знают, что слова её принадлежат поэту Александру Тимофеевскому.

Сам поэт рассказывает, что текст знаменитой песни к мультфильму появился совершенно случайно: «Так получилось, что Эдуард Успенский был в командировке, а сроки выпуска ленты поджимали. Написать текст предложили мне, я согласился. Первоначальный вариант утвердили на худсовете, но Эдуарду Успенскому он не понравился, решено было припев сделать началом, а остальную часть песни переписать».

В этот «Поэтический четверг» мы хотим показать вам и другие стихотворения Александра Павловича Тимофеевского. Они не только смешные и ироничные, но и исключительно добрые, а обаятельным героям нельзя не симпатизировать. Королева в его стихах, как обычная женщина, опаздывает, пока король ждёт её, а сам король – большой чудак – может стать невнимательным, увлёкшись ароматом цветка. Мальчик может позавидовать воробью, муха – забыть о том, что у неё есть крылья, а пингвин – стать послом только из-за своего пингвиньего костюма.

Пингвин

Когда прекратятся все драки

И мир воцарится и свет,

Он в белой манишке и фраке

Придёт на посольский обед.

И будет легко и невинно

На этом всеобщем балу –

Подайте машину пингвину,

Звериного царства послу!


Несчастная муха

Медведь поехал по малину

С собою пригласил в машину

Мартышку, муху, мышь с мешком...

В машине было очень тесно,

Там не нашлось для мухи места,

И муха поплелась пешком.


Царь с царицей

Царь ужасно стал сердиться.

Целый час прождав царицу,

Он глазами зырк да зырк,

Говорит он: «Что за цирк?

Что за штучки? Ну и ну,

Опоздаем на войну!»


Однажды

Однажды дон Базилио,

Король своей страны,

Решил понюхать лилию

И потерял штаны:

Когда он нюхать стал цветочек,

Вдруг развязался поясочек,

Когда он взял цветочек в руки,

У короля свалились брюки.

Но, упиваясь запахом цветка,

Король смотрел на облака,

И взор у короля был светел,

И он потери не заметил,

Не выпускал цветок из рук –

И так весь день ходил без брюк.


Воробей

Заманчивая птица,

Свободный воробей.

Он на окно садится,

А вот поймать сумей!

Вся жизнь его, как праздник:

Вспорхнул из-под куста

И без опаски дразнит

Дворового кота.

Он с кем захочет, дружит,

С кем дружит, с тем летит,

Ему скакать по лужам

Никто не запретит.

Не хочет спать – не ляжет

И не пойдет домой.

Ему никто не скажет:

«Алёша, руки мой!»


Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

#детскаябиблиотека#ВОДБ_35#Вологда#Вологодская_областная_детская_библиотека#детскоечтение35#ВОДБ_поэтическая_страничка

Тимофеевский А. П. Пусть бегут Неуклюжи /Художник Н. Петрова. – М.: Самокат, 2008.


                                                                                             ***

Александр Тимофеевский и его мелодия души

Иногда кажется, что то или иное стихотворение для детей взялось как бы из ниоткуда и написано само собой – никем или всеми сразу. Кажется, что других слов в нём и не могло быть, что эти, выбранные из множества, из общего шума, из неумолкающей болтовни, являются единственно верными, единственно возможными, самыми правильными, самыми настоящими… Наверное, так и должно происходить со стихами для детей. Прочитал или услышал, забыл автора или не обратил на него внимания, но не смог расстаться со словами. Ходишь с ними по свету, тихонечко повторяешь про себя, делишься с другими, открываешь в них каждый раз что-то новое, удивляешься неизменной новизне – всё, как впервые! – и восхищаешься каким-то особенно ловким, интуитивным поворотам речи, блестящей и неожиданной рифмой.

Такое происходит и при чтении стихов Александра Тимофеевского. Ведь не случайно слова песенки «Пусть бегут, неуклюже…» ушли в народ, как не случайно появились услышанные детьми и некоторыми взрослыми странные и неловкие «неуклюжи», существа более доброго и простого мира, чем наш. Печально и тяжело привыкать к мысли, что этого талантливого и глубокого поэта больше с нами нет. Остались стихи, мультфильмы по его сценариям и многое другое. Остались люди, которые его знали. Но почему-то хочется сказать словами из стихотворения другого поэта, Арсения Тарковского, «только этого мало»:

Листьев не обожгло,

Веток не обломало…

День промыт, как стекло.

Только этого мало.


В фонде нашей библиотеки есть разные книжки стихов Александра Тимофеевского. Сейчас его часто издают, что неизменно радует любящих его творчество читателей. Так одна из лучших книжек, на наш взгляд, была издана в рамках поэтической серии издательства «Самокат». Небольшая и узенькая, чем-то напоминающая музейный путеводитель. Хотя это и есть своеобразный путеводитель по поэтическому миру. Сперва идут детские стихи, потом – более серьёзные, «взрослые», которые всё равно можно читать детям. Разве что не всё в них будет понятно. Впрочем, стихотворение, как и прозаический текст, может взрослеть вместе с читателем, при каждом повторном чтении открываться с другой стороны, показывать свои потаённые сокровища. Иногда даже кажется, что взросление напрямую связано со степенью понимания. Чем глубже входишь в текст, чем меньше в нём неясностей, чем яснее он, тем ты старше.

Давайте откроем эту маленькую скромную книжку, найдём в конце немного грустное, но светлое стихотворение «Мелодия души» и послушаем незримую музыку чужого большого сердца:

Не жаворонок резко

Остановил полёт

И в небе над подлеском

Завис, как вертолёт.

Не рыбка плещет в море,

Встречая луч зари,

Не колокольчик в поле

Мне шепчет: посмотри.

Совсем другие вещи,

Совсем иной полёт –

Душа моя трепещет,

Ликует и поёт.

А я себе шагаю

И в утренней тиши

На дудочке играю

Мелодию души.


Михаил Яснов писал про Тимофеевского, что тот «в творчестве для детей <…> внимателен к гуманистической традиции русского стиха. Поэтому даже его игровые, весёлые стихи остаются по-своему серьёзными, точными и нередко наполнены подспудным философским смыслом». Такое, к примеру, стихотворение «Для праздника не нужно ничего». С одной стороны, это кокетливый, заигрывающий с читателем текст, который красуется и утверждает, что сам по себе является праздником. С другой стороны, тонко и ненавязчиво объясняется, что порадовать человека может любая мелочь, всё зависит лишь от восприятия:

Для праздника не нужно ничего,

Ведь праздник можно сделать из всего:

Из весеннего денёчка,

Из зелёного листочка,

Из прогулки вместе с мамой

И из строчки этой самой.


При этом как-то особенно заметна строка про прогулку с мамой, этакое внезапное включение человека, и не просто человека, а самого родного и дорогого, в радостное, хаотичное мельтешение (глаза разбегаются!). Сразу становится ясно, что это и есть самый главный праздник, для которого всё-таки кое-что нужно, и это кое-что – внимание и время взрослого, бескорыстно отданное ребёнку.

А ведь и про Александра Тимофеевского можно сказать, что всё его время и внимание было бескорыстно отдано детям и взрослым. Неважно, чем он занимался, но отдавал всего себя другим людям, среди которых дети занимали очень важное место. Это всегда остро чувствуется по особой сентиментальности его стихов, по лёгкой мечтательности и задумчивости, по немного снисходительной интонации заботливого взрослого, такого, который опекает, направляет и пестует птенцов. Вот-вот они вылетят в огромный пугающий мир, но до этого надо успеть рассказать им, хотя бы шепнуть на ушко, что мир этот удивителен, что создан он для радости, и красота его безгранична.

Одуванчик

Одуванчик желторотый,

Не живи моей заботой.

Лучше спрячься, ляг в траву,

Я пройду и не сорву.

Спи в траве, мой одуванчик,

Солнечный застывший зайчик.

Ветер дует, гнётся ель,

Над тобой колдует шмель,

Рассыпая по лицу

Золотистую пыльцу.


Рождество

Когда вошли в пещеру гости,

Младенец улыбнулся им,

И вдруг не стало в мире злости,

Мир на мгновенье стал другим.

Он улыбнулся так невинно,

Как будто бы растаял снег,

Как будто сразу именины

И день рождения у всех.

Как будто после долгих странствий

Они пришли к себе домой,

Как будто все в родстве и братстве,

И лето сделалось зимой.

И так прекрасна и лучиста

На них глядящая звезда,

Что смерти больше не случится,

Не будет просто никогда.


Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.


Список использованной литературы:

1.       Тимофеевский, А. П. Как холодильник стал будильником : [0+] : [стихи] / Александр Тимофеевский ; худож. Н.Петрова. – М. : Б.С.Г.-Пресс, 2015.

2.       Тимофеевский, А. П. Пусть бегут Неуклюжи : [поэтич. сб. для семейн. чтения] / Александр Тимофеевский ; худож. Н.Петрова. – М. : Самокат, 2008.

3.       Яснов, М. Д. Путешествие в чудетство : [12+] : книга о детях, детской поэзии и детских поэтах / Михаил Яснов ; оформление Д. Пласкина. – Санкт-Петербург : Союз Писателей Санкт-Петербурга : Дом детской книги, 2015.