Непомнящий Леонид

Непомнящий Леонид

Не секрет, что лучше всего дети запоминают новую информацию тогда, когда она подаётся в стихотворной форме. Создание рифмованных пар слов и небольших стихотворений – один из основных мнемонических приёмов, облегчающих заучивание и развивающих память. Наиболее наглядно использование такого приёма проявилось в многочисленных поэтических азбуках в картинках, с которых обычно начинается первое знакомство малышей с буквами.

Сегодня в нашей традиционной рубрике «Поэтический четверг» красочная «Азбука» в стихах, придуманная и оформленная художником Леонидом Непомнящим. Поскольку она адресована будущему маленькому читателю, который только-только начинает осваивать буквы и впервые рассматривает их формы, художник сделал всё, чтобы учиться было весело и радостно и чтобы за каждой новой буквой открывалось неизведанное, необычное, неожиданное.

Процесс обучения чтению, как мы знаем, не может быть скучным и утомительным, ведь от этого во многом зависит будущее отношение ребёнка к литературе. В таких случаях подобные азбуки незаменимы, ведь они основаны на игре в слова и со словами. Азбука Леонида Непомнящего даёт детям первое представление об особенностях стихотворной речи и знакомит их со звукописью и богатством словесных образов. А картинки, украшающие каждый разворот, дополняют стихи, помогая развивать воображение и мышление. Так на развороте с буквой «Ф» мы сразу видим упоминаемый в стихах фиолетовый закат, а вслед за ним – филина:

Фиолетовый закат

В небе занимается,

Филин Федосей Филиппыч

Только просыпается.

Но художник пошёл дальше и добавил деталей для закрепления информации о букве и цвете, которые можно и нужно обсуждать с малышом: портреты в фиолетовых тонах, фиолетовое одеяльце, а у подножия «Ф» – фиалки. Вокруг «Т» таким же образом добавлены пропущенные в стихах телёнок, тыква, тележка и разноцветные точки-цветочки. Рассматривать с ребёнком такие рисунки, находя что-то неожиданное и придумывая разные объяснения, становится ещё интереснее.

Для каждой буквы Леонид Непомнящий сочинил по легко запоминающемуся четверостишию. Строчки чаще всего открывается словом, начинающимся именно с той буквы, которой посвящено стихотворение:

Лена вышла на крыльцо –

Летний луг глядит в лицо

Лютиком, ромашкою,

Лиловою кашкою.

Для развития дикции и ускоренного запоминания количество слов на изучаемую букву в стихах подобрано так, чтобы информация за весёлым повторением усваивалась незаметно. Этим некоторые стихотворения напоминают скороговорки:

Тетерева на тополе

Токовали-топали,

Топали да токовали

Так, что с тополя упали.

Сделав огромный шаг в изучении алфавита, ребёнок всегда переходит к письму и чтению, но первые стихи из азбук, особенно, если они задорные и добрые, запоминаются на всю жизнь и даже передаются потом «из рук в руки» своим детям – читаются на память, формируя преемственные связи между поколениями:

Отвернуться не успела,

А Коза букварик съела.

Лишь остался твёрдый знак –

Не жуётся знак никак!

Непомнящий Л. М. Азбука: Стихи. – М.: Детская литература, 1995.