Успенская Марина

                                 Успенская Марина

Первое, что притягивает взгляд в рисунках Марины Успенской, очень характерные дети. Симпатичные выразительные крепыши, обладающие универсальной внешностью. Трогательные и понятные ребёнку-читателю. А ещё чем-то напоминающие советских кукол 60-х годов. В изображениях Маши и Ойки из одноимённой книги Софьи Прокофьевой, выпущенной в 1969 году и переизданной «Речью» в 2016, имеется что-то общее с обтекаемыми и лаконичными игрушками Льва Сморгона, а образы Пати, Вовки и Шурика из «Крабьего переулка» Михаила Коршунова перекликаются с трогательными куколками Марианны Мотовиловой. Впрочем, таковы были эстетика тех лет и общие требования к изображению ребёнка. Только в том, что касается книжной графики, следует учитывать ещё и влияние «лебедевской школы». Художественная ясность, выразительность, реализм и доступность в плане восприятия.

Любопытно то, что на протяжении всего своего творческого пути Успенская постоянно менялась. Особенно это заметно по тем книгам (а проиллюстрировала она более 200 изданий), к которым Марина Евгеньевна возвращалась, полностью перерисовывая их. Так, к примеру, получилось с «Серебряным копытцем» Павла Бажова. В конце 1950-х – самом начале 60-х у художницы было одно видение произведения. Но уже в 1973 году многоцветные иллюстрации сменились строгими в цветовом плане рисунками, современному читателю больше напоминающими ретро-принт на ткани. Синий ситчик, на фоне которого чёрно-серые дома, деревья и фигурки персонажей с редкими акцентными белыми деталями. Уникальный переход из одного эстетического поля в другое. И в композиционном плане такие работы тоже вызывают удивление и восхищение, потому что слегка обозначенные декоративность и орнаментальность тех же деревьев внезапно оборачиваются истинно природной и совершенно естественной изящностью. И скупость выразительных средств лишь подчёркивает это, более того, именно эта скупость усиливает образность и эмоциональность той или иной сценки. Если же принять во внимание то, как это воспринимается читателем-ребёнком, то выбор именно такого стиля рисования становится оправданным: всё просто и понятно, всё чётко выделено и при этом не теряет своей эстетической притягательности. Ничего не надо додумывать, потому что в рисунках нет ничего скрытого от детских глаз, всё очевидно и наглядно. Линии изящны и легки, фигурки округлы и геометричны. Даже в образе Коковани есть нарочито игрушечные, привлекательные для ребёнка черты.

Похожим образом в художественном плане решены «Три медведя» Льва Толстого, «Крупеничка» Николая Телешова и «Огонёк» Елены Благининой. Геометричность, декоративность и некоторая театральность, постановочность, свойственны и более «цветным» сборникам стихов «Строил воробей» Людмилы Подъяворинской и «Во дворец влетел птенец» Гайды Лагздынь, «Машиным сказкам» Софьи Прокофьевой, русской народной сказке «Снегурочка» и многим другим книжкам, проиллюстрированным Успенской.

Конечно, если сравнивать эти работы с первым вариантом «Серебряного копытца», «Аленьким цветочком» Сергея Аксакова и похожими работами художницы, то становится очевидно, насколько изменчивой и пытливой в своём творческом поиске она могла быть. Да и трудно найти другое, столь же безграничное поле для экспериментов, как книжная графика. Даже пользуясь одной лишь чёрной тушью и обозначая персонажей всё теми же приятными округлыми, очень живыми, немного детскими, но всегда выразительными линиями, Успенская оставалась верна себе. Она создавала особый мир, полный одновременно простоты и изящества. За её намеренной декоративностью скрывается желание сделать окружающий мир со всей его сложностью доступным и понятным любому ребёнку. Даже та же возможность все фигурки и элементы посчитать, обращая внимание на очевидное сходство растений, зверей и птиц, вызывает в конечном счёте умиление; Успенская всё предусмотрела и обо всём подумала, и её не стеснял выбор художественных средств. Главное, не чем, а что рассказывать и показывать. А ведь она к тому же блестяще владела разными материалами и с лёгкостью чередовала тушь, гуашь, акварель и карандаши.

И если уж зашла речь об акварели, то нельзя не выделить цикл иллюстраций Марины Евгеньевны, который она сделала для «Крабьего тупика» Михаила Коршунова. Прозрачность рисунка придаёт всему настоящую летнюю томительность. Сквозь изображение всегда светит солнце, а охристые оттенки с голубо-синими вызывают ощущение, что лето не в книге, а где-то рядом – за окном или даже в соседней комнате, а то и за спиной. Стоит лишь оглянуться, и вся эта акварельная светоносная прозрачность обрушится восхитительной волной и омоет с головы до пят. Трудно представить какие-то иные иллюстрации к этому произведению, настолько точно попадание Успенской в образ книги.

Но какую книжку с её рисунками ни возьми, одно всегда неизменно: иллюстрации художницы сохраняют свои непосредственность и притягательность, детскую чистоту, простодушие и обаятельность. И во всём сквозит искренняя любовь к адресату – маленькому читателю, готовому не просто прочесть книжку и рассмотреть картинки, а беззаветно полюбить в ответ мир большой детской литературы.

Краткая биографическая справка:
Мария Евгеньевна Успенская, советская и российская художница-график, плакатист, книжный иллюстратор, член Союза художников СССР, родилась 18 июня 1925 года в Москве. Сперва училась в Художественном училище памяти 1905 года, затем в мастерской художественной книги МГХИ им. В.И. Сурикова. За почти полвека творческой деятельности Марина Евгеньевна проиллюстрировала более двухсот детских книг, которые издавались не только в России, но и в Японии, Индии, Чехословакии и Франции. Много лет художница сотрудничала с издательствами «Детгиз», «Малыш», «Детская литература». С 1958 года, и до конца 1960-х была одним из ведущих художников журнала «Мурзилка». Участвовала более чем в семидесяти российских и зарубежных выставках. Творчество М. Е. Успенской представлено во многих музеях России и частных коллекциях.

Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Некоторые книги с иллюстрациями Марины Успенской из фонда нашей библиотеки:
1.       Смирнова, В. В. Девочки : [6+] : [повесть] / Вера Смирнова ; рисунки Марины Успенской ; [послесловие Елены Бойцовой]. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016.
2.       Коршунов, М. П. Крабий тупик : повесть / Михаил Коршунов ; рисунки Марины Успенской. – Москва : Детская литература, 1984.
3.       Карнаухова, И. В. Снегурочка : русская народная сказка / Ирина Влериановна Карнаухова ; обработала Ирина Карнаухова ; рисунки Марины Успенской. – Москва : Детская литература, 1976.
4.       Аксаков, С. Т. Аленький цветочек : сказка ключницы Пелагеи / Сергей Тимофеевич Аксаков ; художник Марина Успенская. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015.
5.       Бажов, П. П. Серебряное копытце. Уральские сказы / Павел Петрович Бажов ; рисунки Марины Успенской. – Москва : Детская литература, 1974.
6.       Прокофьева, С. Л. Маша и Ойка : [0+] / Софья Леонидовна Прокофьева ; художник Марина Успенская. – Санкт-Петербург ; Москва: Речь, 2016.
7.       Благинина, Е. А. Наш дедушка : [0+] : [стихи] / Елена Благинина ; художник Марина Успенская. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015.
8.       Толстой, Л. Н. Три медведя : сказка / Лев Николаевич Толстой ; рисунки Марины Успенской. – Москва : Детская литература, 1973.
9.       Телешов, Н. Д. Крупеничка : сказка / Николай Дмитриевич Телешов ; рисунки Марины Успенской. – Москва : Детская литература, 1977.

О творчестве художницы:
1.       О художнике Марине Успенской [https://www.livejournal.com/] : сайт //Живой Журнал. Издательство «Речь». – URL: https://rech-deti.livejournal.com/6577.html (дата обращения: 26.04.2023).
2.       Художник — Марина Евгеньевна Успенская [https://fantlab.ru/] : сайт // Лаборатория Фантастики. – URL: https://fantlab.ru/art6326 (дата обращения: 26.04.2023).
3.       Марина Успенская [http://www.fairyroom.ru/] : сайт // Картинки и разговоры. – URL: http://www.fairyroom.ru/?page_id=17176 (дата обращения: 26.04.2023).

#детскаябиблиотека #ВОДБ_35 #Вологда #Вологодская_областная_детская_библиотека #ВОДБ_книжки_с_картинками #марина_успенская #детскоечтение35