Иллюстрации к детским книжкам не дают художнику спрятаться, сразу показывают, на что он способен. Иногда откроешь книгу, а там целый мир за текстом, и читать ещё не начал, а уже пропал, провалился в сказку, летишь, как кэрролловская Алиса, и красота такая, что дух захватывает.
Такие сказочные иллюстрации можно встретить в книгах, оформленных Львом Токмаковым. Несколько лет назад издания с его рисунками были в каждой семье. Сейчас те же книжки переиздаются, и благодаря качеству современной печати можно увидеть, каким представлял мир детской литературы этот художник: мягкие перетекания неброских цветов, контрастные детали, округлые, плавные формы и удивительный переход от конструктивизма к почти сундучной росписи. Именно художественную роспись по дереву, к примеру, напоминают его рисунки к русским народным сказкам. Тут и глазастая большерогая коза, и печальный козлёночек братец-Иванушка, и дымчатый кот, и сова, затмевающая небо, и симпатичный, не вызывающий страха волчок.
В книге «Художники детской книги о себе и своём искусстве» (1987) Токмаков о такую технику рисования называет простой: «Я делал гуашевый фон – либо фигурный, либо прямоугольный. Потом влажной ваткой протирал на нём определённые места, и эти высветленные места как раз и несли нагрузку – не давали персонажу уйти в фон, ибо он оттуда был вызван». Не просто нарисован, нет, художник подбирает более подходящее слово – «вызван». Вызван из фона – как из небытия. Высветлен, выделен, показан свету, явлен на свет. Но это лишь о том, как иллюстратор работал со сказками. А ведь были и другие книги, были более сложные вещи, такие, где приходилось погружаться в поэтическое пространство – оформлять стихи.
С кем только Лев Алексеевич не работал!.. Пожалуй, первой его жену надо упомянуть – писательницу и поэтессу Ирину Токмакову. О его работе она с безграничной теплотой отзывалась: «Мне нравится, как он потом всё придумывает. У него множество подробностей – очень добрых по отношению к персонажам. Вот, посмотрите, мураши. В стихах их нету. А он нарисовал одного спящим в постельке, да не забыл, что шесть ножек, – на полу шесть крохотных тапочек».
Если найти эти рисунки с мурашами в сборнике стихов «Карусель», то можно увидеть, что они совсем маленькие, не на целую страницу, а всего лишь обрамляют стихотворение. Таких «добрых» подробностей в иллюстрациях художника и в самом деле много. И рисунки его не с первого взгляда открываются. Иногда их надо не один раз увидеть, чтобы вдруг заметить, что в них какая-то своя – тайная – жизнь идёт. Воробьи и трясогузки, например, береты носят (даже не береты, а беретики) и вовсю общаются, обживают страницы, высматривают, на какое слово приземлиться. Вот и Валентин Берестов, книги которого тоже Токмаковым иллюстрировались, отмечал, что у художника «много образов малышей, нежных, беззащитных, как птенцы», и говорил, что однажды попытался сосчитать, сколько к его стихам Лев Алексеевич нарисовал птиц: «Знаете, сколько получилось? Сто двадцать одна птица».
Что же до переводной литературы, то и тут непростые работы были у художника. Из самых известных – это и немного тревожный, даже в подборе цветов, Джельсомино Джанни Родари, и озорная огненная Пеппи Астрид Линдгрен. А за цикл иллюстраций к страшной сказке Отфрида Пройслера «Крабат» Токмаков на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе в 1985 году получил золотую медаль. Но ещё раньше, в 1980-м, имя художника было внесено в почётный список премии Х. К. Андерсена, а в 1988 году Лев Алексеевич получил почетный диплом Х. К. Андерсена за иллюстрации к книге Ирины Токмаковой «Карусель».
«Карусель» – один из самых известных сборников у поэтессы. Он неоднократно переиздавался (и в нашей библиотеке есть несколько переизданий), и удивительно не то, что в нём иллюстрации Льва Алексеевича, а то, что иллюстрации эти изменялись. Была у Токмакова такая особенность, требовательность постоянно совершенствующегося художника. Он мог добавить детали, делая, к примеру, одежду детей более современной, простые невзрачные ботики заменить на яркие сапожки-дутыши, мог полностью пересоздать образ, мог смягчить его или придать дополнительной резкости. Все эти изменения (творческий рост) можно проследить, сверяя книги постранично. Не схожи между собой даже обложки у изданий разных лет. Это ли не показательный пример самого серьёзного отношения к своей работе, к детской книге, к маленьким читателям?..
Да и сам художник о своей работе говорил так, как мог сказать лишь очень чуткий, вдумчивый, серьёзный и требовательный человек: «У иллюстраторов складываются с авторами разные отношения: кто с автором в прятки играет, кто – в поддавки… <…> А в книге нужен диалог, и очень тактичный, поскольку ты затворяешь дверь последним, – вот от тебя весь такт и требуется».
Трудно подобрать более подходящие слова. «Затворить дверь последним» – значит, наконец, закончить книжку, поставить точку. В следующий раз книгу, дверь в её поражающий воображение мир, откроет уже читатель.
Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.
Иллюстрации Льва Токмакова есть во многих книгах в фонде нашей библиотеки, вот лишь некоторые из них:
1. Александрова, Т. И. Катя в игрушечном городе : повесть-сказка / Т. И. Александрова, В. Д. Берестов ; рис. Л. Токмаков. – М. : Дет. лит., 1973.
2. Берестов, В. Д. Жаворонок : стихи и сказки / В. Д. Берестов ; рисовал Л. Токмаков. – М. : Дет. лит., 1988.
3. Берестов, В. Д. Кошкин щенок : [стихи] / Валентин Берестов; ил. Л.Токмакова. – СПб. : Амфора, 2010.
4. Кот и лиса : рус. нар. сказки про зверей / собрала О.Капица ; рисовал Л.Токмаков. – СПб. : Амфора, 2010.
5. Линдгрен, А. Пеппи Длинныйчулок : повесть-сказка / Астрид Линдгрен ; пер. со швед.[и предисл.] Л.Лунгиной ; [рисунки Л.Токмакова]. – Ростов н/Д : Кн. изд-во, 1990.
6. Токмакова, И. П. Карусель : стихи / Ирина Токмакова ; [рисовал Л.Токмаков]. – М. : Дет. лит., 1987.
7. Токмакова, И. П. Аля, Кляксич и другие : сказоч. повести / Ирина Токмакова ; [предисл. Э.Ивановой ; худож. Л.Токмаков]. – М. : Астрель [и др.], 2005.
О творчестве художника:
1. Художники детской книги о себе и своем искусстве : ст., рассказы, заметки, выступления / сост., записал, [написал предисл.], прокомментировал В. Глоцер. – М. : Книга, 1987. – С. 154-169.
2. Художники детской книги : Пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Л. С. Кудрявцева. – М. : Академия, 1998. – С. 227-235.