Репкин Петр

Пётр Петрович Репкин


Среди любимых советских мультфильмов часто называют «Необыкновенный матч» о спортивном соревновании между командами деревянных футболистов-грубиянов и мягких игрушек, «Вовку в Тридевятом царстве» про попавшего в сказку ленивого мальчика и «Маугли», вневозрастного и великолепного в своей образности. Это лишь малая часть того, к чему приложил руку известный советский художник-постановщик мультипликационных фильмов, иллюстратор книг для подрастающего поколения и автор рисунков к диафильмам Пётр Петрович Репкин.

В каком-то смысле творческую жизнь этого художника можно назвать идеальной. Попробовать себя в разных сферах и везде достичь неоспоримого успеха, остаться чем-то светлым и искренним в детских воспоминаниях сегодняшних мам, пап, бабушек и дедушек и не устареть для современной детской аудитории. Нам, взрослым, иногда важны сухие факты чужой биографии, хотя и им можно удивиться, ведь ту же работу в качестве аниматора Репкин начал в 1944 году. Военное время! Впрочем, и знаменитый старейший детский журнал «Мурзилка» продолжал издаваться во время Великой Отечественной войны. Жизнь не стоит на месте, и всегда есть настоящее с его потребностями, чаяниями, взрослой ответственностью и щедрым на чудеса и радости детством. Детям сухие факты ни о чём не говорят, взгляд малышей направлен на сам предмет – на волнующие сцены захватывающего мультфильма, на рисунки в любимой книжке, на кадры диафильма, возникающие на обычных белых стене или простыне в свете проектора. Кто и как это сделал – второстепенно. Но ведь в этом и есть суть чуда. Так и родители в Новый год становятся тайными волшебниками, осуществляя детские мечты. А правда… правда иногда всё приземляет и лишает внутреннего света.

«Волшебников» в книжной иллюстрации много, целая плеяда имён, но имя Репкина называют в числе ведущих художников, среди которых всем известные Владимир Сутеев и Татьяна Маврина, и это не случайно. Рисункам Петра Петровича присущи ясная простота, натуралистичность и привлекательная эмоциональность. Сказочные звери в его изображении похожи на людей. Они заразительно смеются, сурово хмурятся, грустят так, что поневоле начинаешь сочувствовать. Они похожи в своей искренности на самих маленьких читателей, чем неизменно вызывают симпатию. Так в известном рассказе Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка» многое решается через образы героев. Лев спокоен и огромен, а собачка у писателя – совсем кроха. Её бросают в клетку царю зверей на съедение, но по сюжету собачонка остаётся цела, и буквально из ничего возникает глубокая привязанность одного живого существа к другому. Большой заботится о маленьком. Сильный защищает слабого. Собачка на рисунках Репкина – несуразная взъерошенная дворняжка, похожая одновременно и на шакалёнка, и на странную лисичку. Пугливое и трогательное животное, один взгляд на которое заставляет сжиматься детское сердце от страха и переживания за его судьбу.

Ребёнку необходимо дать возможность всё рассмотреть в деталях. Это один из его способов познания мира – доступный и атравматичный. Деревянные домишки с соломенными крышами, лесные пейзажи, синие далёкие горы и на общем фоне тщательно прописанные персонажи: важный жук Сулмалагуз из одноимённой дагестанской сказки носит сафьяновые сапожки, каракулевую папаху, черкеску и ездит на двухколёсной расписной коробочке-повозке, в которую запряжён обыкновенный кузнечик, а кукушки, бездомные ленивицы, просто пестры и ничем не отличаются от настоящих птиц. И, конечно, у ежей прорисованы иголки, у зайцев, лисиц, медведей и волков – шерстинки, не полностью, но достаточно, чтобы лишний раз подчеркнуть потрясающую живость героев.

Рисовал Репкин и людей. Его цикл иллюстраций к «Невезучке: Нескольким смешным историям из жизни семилетнего человека, которому не везёт» Иосифа Ольшанского – настоящая энциклопедия советской детской моды. Короткие трапециевидные шубки и пальтишки, великоватые рукавички, шарфы с концами поверх одежды, шапки-ушанки и шапочки-шлемы, трикотажные безрукавки и маленькие шорты, милые полукомбинезончики на большеголовых и ясноглазых малышах. Ретро-силуэты взрослых округлы и уютны. Мягкие линии, никаких углов. Так сохраняется дух эпохи. От изображения – к слову. Семилетний невезучий Костя Пробочкин в рисунках Репкина, обобщённый и узнаваемый образ трогательного мальчика из прошлого, не теряет своего обаяния.

Некоторые из книг с иллюстрациями Петра Репкина из фонда нашей библиотеки:

1.       Ушинский, К. Д. Рассказы / Константин Дмитриевич Ушинский ; иллюстрации Петра Репкина. – Москва : НИГМА, 2015.

2.       Толстой, Л. Н. Лев и собачка / Лев Николаевич Толстой ; художник Пётр Репкин. – Москва : Малыш, 1979.

3.       Ольшанский, И. Г. Невезучка : [0+] : несколько смешных историй из жизни семилетнего человека, которому не везет : сборник рассказов / Иосиф Ольшанский ; иллюстрации Петра Репкина. – Москва : НИГМА, 2021.

4.       Сказки народов Дагестана : [0+] / художник Пётр Петрович Репкин. – Москва : НИГМА, 2014.

5.       Афоньшин, С. В. Как сосна лосяток спасала : [сказка] / Сергей Васильевич Афоньшин ; художник Пётр Репкин. – Москва : Малыш, 1978.

6.       Заходер, Б. В. Волчок : [стихи] / Борис Владимирович Заходер ; художник Пётр Петрович Репкин. – Москва : Малыш, 1982.

Использованные источники:

1.       Пётр Петрович Репкин – человек, нарисовавший детство: [Электронный ресурс] // «Живой Журнал»: Издательский дом «Нигма». https://id-nigma.livejournal.com/20487.html . (Дата обращения: 28. 07. 2023).

2.       Пётр Репкин: [Электронный ресурс] : // КИНО-ТЕАТР.РУ. https://www.kino-teatr.ru/mult/painter/sov/264773/bio/ . (Дата обращения: 28. 07. 2023)