Есть такие художники, творчество которых кажется простым, но всем известно, что простота эта – обманчивая. Так получилось и с иллюстратором Татьяной Мавриной, чьи работы выглядят по-детски простыми и близки к наивному искусству. Однако, в праздничной красочности её рисунков всегда видна история целого народа – наша родная история, частью которой являются и сказочный фольклор, и декоративно-прикладное искусство: весёлые расписные самодельные игрушки, глянцевитые печные изразцы, старинные, богато украшенные ручной вышивкой костюмы и всё то, что было создано трудолюбивыми руками ремесленников.
Одна из особенностей творчества художницы кроется в тесной связи поэзии сказки и народного искусства. Не просто так Маврина путешествовала по старым русским городам, накапливая впечатления и кропотливо собирая коллекцию лубка, глиняной игрушки, бытовой керамики и других предметов кустарного производства. Всё это потом проявилось, мягко и послушно проступило в её иллюстрациях – обаятельных и ярких, помогающих раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, позволяющих ощутить национальную основу фольклора.
Помните русскую пословицу «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»?..
В работе над одним только циклом иллюстраций к «Лукоморью» Александра Сергеевича Пушкина художница провела значительную часть своей жизни. Начинала, по её словам, заниматься этой темой вскоре после войны, а закончила лишь в 1968 году. Проверяла всё не раз по книжкам, переписывалась и советовалась с пушкинистами, следовала за стихами поэта, как заколдованная – за заклинанием, искала эти сказочные места в реальности. А потом объясняла свою же кропотливую творческую работу, но не простыми словами, а особенными: «Вот так шаг за шагом, из двери в дверь, из ворот в ворота, через подпольное бревно и дымкое окно, сквозь дыру огородную и выйдешь в чистое поле, на свою тропу, попросту говоря, – на белый лист бумаги, польстишь себя надеждой, что поняла замысел автора, и начнёшь работать. Выйдет – квас, не выйдет – кислые щи».
Дымкое окно!..
Искусствоведческие субъективные фразы об уникальном чувстве цвета и об особенной колористике Мавриной меркнут перед этим окном. Открываешь любую книгу с её иллюстрациями и замираешь перед ним. Медведи и коты, пёстрые бабочки, живые деревья, говорливые сороки, молодой снежок, таинственная даль, леса, за которыми чудеса и сказочные существа, знакомые нам с детства.
Уже в конце 1960-х художница – со своим национальным, сказочным стилем – считалась признанным мастером книг для детей. А в 1976 Татьяна Алексеевна была награждена Золотой медалью Г.-Х. Андерсена за творчество в области детской иллюстрации. И до сих пор колдовские развороты с её рисунками – розовыми, синими, туманными, ночными, грозовыми и солнечными – останавливают читателя, заставляют замереть и незаметно увлекают за собой в другой мир – мир, который видела художница в обычной жизни и доступный теперь и нам, стоит лишь открыть какую-нибудь из книг с её чудесными иллюстрациями.
Вот лишь некоторые из имеющихся в фонде нашей библиотеки изданий, оформленных Татьяной Мавриной:
1. Маврина Т. Сказочная азбука. – М.: Гознак, 1969.
2. Пушкин А. С. Сказки / рис. Т. Мавриной. – М.: Дет. лит., 1984.
3. Пушкин, А. С. Сказка о Золотом Петушке / рис. Т. Мавриной. – М.: Малыш, 1971.
4. За тридевять земель: три русских сказки / худож. Т. Маврина. – М.: Дет. лит., 1986.
5. Коваль Ю. И. Снег / худож. Т. А. Маврина. – М.: Дет. лит., 1985.
6. Коваль Ю. И. Заячьи тропы / рис. Т. А. Мавриной. – М.: Дет. лит., 1980.
7. Коваль Ю. И. Бабочки / худож. Т. Маврина. – М.: Дет. лит., 1987. - 56 с.