Лапшина Диана

                                                                                                      Лапшина Диана

Первое, что приходит на ум при взгляде на яркие и светлые рисунки Дианы Лапшиной, это то, что они очень уютные. Уютность иллюстраций отмечают и поклонники творчества художницы. Да и как может быть иначе, когда она с неподдельной нежностью относится ко всем своим героям, сочиняет для них не просто жизненное пространство, а такое, в котором хотел бы оказаться и ребёнок, и взрослый, уже знающий толк в приятных домашних мелочах и атмосфере покоя или искрящейся радости.

Диана Лапшина родилась в 1980 году в Москве и окончила Краснопресненскую детскую художественную школу. После неё в 2003 году поступила на художественно-графический факультет МПГУ и завершила обучение с отличием. Но уже через два года после поступления начала профессиональную деятельность в журналах «Чебурашка» и «Весёлые картинки». В настоящее время основным занятием художницы является иллюстрирование детских книг. В фонде нашей библиотеки много книжек с её чудесными рисунками. Именно поэтому сегодня мы расскажем о них чуть подробнее и покажем некоторые из работ.
К примеру, многим нашим читателям известна популярная серия «Настя и Никита» от издательства «Фома». В этой серии публикуются современные авторы с самыми разными произведениями. Это и стихи, и биографии, и сказки, и рассказы, и научпоп. Издатели всегда подчёркивают уникальность серии, заключающуюся в формате книжек: они тоненькие, что считалось раньше традиционным и оптимальным для ребёнка, начинающего читать самостоятельно.

В этой серии вышло много книжек с иллюстрациями Дианы Лапшиной. Как правило, её стиль узнаваем. Миловидные и вызывающие симпатию герои, яркие, но одновременно мягкие цвета, общее ощущение радости и света. При этом кажется, что у художницы очень лёгкая рука, настолько всё у неё получается жизнерадостным и невесомым. Отчасти, конечно, это связано с выбираемой ею для работы техникой, как правило, смешанной. Акварель, линер, титановые белила, пастель, карандаши, гуашь, сангина, гелевая ручка… Лапшина смешивает иногда то, что кажется несочетаемым или вовсе невозможным. К примеру, проходится в одно касание акварелью по линеру или сама тонирует бумагу под пастель, зачастую жертвуя первой ради эксперимента. Но надо сказать, что эксперименты удаются, а получившиеся рисунки всегда чарующе милы.

Если заглянуть в «Живой Журнал» художницы и почитать её комментарии к работам, то становится очевидно, как сильно Лапшина любит экспериментировать. Эта черта для иллюстратора детских книг важна, ведь именно она связана с гибкостью восприятия, готовностью подстраиваться под любой текст, пластичностью фантазии.
В интервью к открытию выставки 2013 года художников-иллюстраторов издательства «Никея» «Книжка с картинками» Лапшина призналась, что берёт «в работу всё, что дают, и даже то, что никогда сама бы не взяла, потому что это возможность открыть для себя что-то новое». Отдельно художница отметила, что больше всего любит рисовать к стихам, «потому что если рисуешь для повести, то герои – одни и те же – должны прослеживаться на протяжении всей книги. И иногда это бывает скучновато. Хочется поиграть, а ты уже в заданных рамках. А в стихах – каждый новый разворот – это новые картинки. И ты можешь рисовать всё, что угодно».

Действительно, взять хотя бы иллюстрации к книжке «Шёл по улице пиджак» Елены Ярышевской. На обложке кокетливый пиджак, серенький, в жёлтую полосочку, спешит по делам, бежит по улице мимо жёлтых нежных тюльпанов:
Значит, дело было так:
Шёл по улице Пиджак,
Серый, в тонкую полоску.
Он направился к киоску
И купил за горсть монет
Пачку утренних газет.

На титульном листе пиджак уже с газетами, а все окружающие его детали содержат в себе что-то красное. А в иллюстрациях к самому стихотворению (оно открывает книжку) пиджак почти не заметен, так как теряется и за людьми, и за городским пейзажем. И, конечно, все остальные иллюстрации к другим стихам далеки друг от друга тематически, но близки стилистически. Всё же принадлежат они руке одного автора, точнее, даже не автора, а волшебницы. Именно так хочется назвать Диану Лапшину.
Много волшебства и в рисунках к стихам Наталии Волковой в сборнике «У меня есть тайный остров». Пингвины на коньках, убегающий из города дворец, играющий с носком щенок, смотрящие на жёлтый месяц звери, застенчивый и пугливый Страх… Кажется, нет того, что художница не могла бы нарисовать. Более того, судя по её заметках в «Живом Журнале», рисует она постоянно. Даже в метро не боится на виду у незнакомых любопытствующих браться за карандаш! А ещё успевает дорабатывать то, что уже ушло в работу. Вот, что сама художница рассказывает о таких случаях: «Пока дизайнер лит. серии «Настя и Никита» Светлана Лукоянова сканирует и ставит в вёрстку мои картинки, я обычно сижу у неё за спиной на диване и что-нибудь рисую – исправляю недочёты в картинках (например, врисовываю забытые очки главному герою, или что-то срочно перерисовываю из непонравившегося мне лично, или вношу правки, сделанные редактором, или просто вожу карандашом по листку».

Недорисованные очки – это про героя книжки Александра Ткаченко «Лунное затмение». По словам Лапшиной, накануне сдачи файлов в типографию выяснилось, что она забыла нарисовать главному герою эту деталь, хотя по тексту это важно. Но в печатной версии мальчик уже в очках. О чём это говорит?.. Нет, не о том, что художница всё успевает исправить, а о том, что она очень увлекающийся человек. Настолько уходящий в свою работу, что детали отступают. Есть только творческий процесс, та самая атмосфера, в которой происходит чудо.

Ещё интересный факт про «Лунное затмение» связан с выбором техники рисования – краски поверх мягких материалов. Подготовительная работа художницей полностью была сделана сангиной. Монохромные рисунки оказались настолько самодостаточными, что представить всё в цвете казалось невозможным. И тогда Лапшина придумала обратиться к ограниченному колориту, взяв за ведущие цвета коричневую сангину, зелёно-коричневую пастель и чёрный уголь, а акварельные розовый, синий и голубой дополнили всё и оживили. Нежность получившихся рисунков, их лунность и невесомость напоминают о тихих белых летних ночах. На редкость удачный эксперимент получился!..

Отдельно стоит отметить книжки для самых маленьких. Их восприятие только формируется, они любят яркие цвета и понятность в рисунке, и очень важно понимать, что именно в этот период закладываются основы будущей любви к искусству. Перед художником стоит непростая задача помочь малышу проникнуть в придуманное поэтом или писателем, помочь подняться на новую ступеньку в познании мира. Диана Лапшина блестяще с этим справляется. Достаточно взглянуть на картонные книжки-картинки со стихами Кристины Стрельниковой «Ёжики» и Марины Бородицкой «Мама, вот и я!». А сказка Анны Никольской «Кого мама любит больше?» и вовсе поражает воображение яркостью иллюстраций. Даже африканское болото горит, как солнечный бочок, всеми своими охристыми оттенками. Что уж говорить про цветы и хулиганистых лягушек!..
Но смотрите сами и судите сами. Берите книжки с иллюстрациями Дианы Лапшиной и рассматривайте уютные детали – те самые, из которых состоит не только её творчество, но и счастье – милое, солнечное, драгоценное и безграничное.

Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Некоторые из книг с иллюстрациями Дианы Лапшиной из фонда нашей библиотеки:
1.       Беленкова, К. Секрет дружбы : [сказка] : [0+] / Ксения Беленкова ; художник Диана Лапшина. – Москва : Издательский дом «Фома», 2012.
2.       Бородицкая, М. Мама, вот и я! : [0+ : стихи] / Марина Бородицкая ; нарисовала Диана Лапшина. – Москва : Глагол : Книжный дом Анастасии Орловой, 2021.
3.       Волкова, Н. Картина в папиной мастерской : [сказка] / Наталия Волкова ; художник Диана Лапшина. – Москва : Издательский дом «Фома», 2011.
4.       Волкова, Н. Мы с морем дружили : [стихи] : [0+] / Наталия Волкова ; художник Диана Лапшина. – Москва : Издательский дом «Фома», 2012.
5.       Волкова, Н. У меня есть тайный остров : [стихи] / Наталия Волкова ; иллюстрации Дианы Лапшиной. – Москва : Априори-Пресс, 2010.
6.       Иванова, Ю. Свободу королевскому дракону! : [0+] / Юлия Иванова ; художник Диана Лапшина. – Москва : Настя и Никита, 2019.
7.       Никольская, А. О. Кого мама любит больше? : [0+] : [сказка] / Анна Никольская ; [художник Диана Лапшина]. – Москва : НИГМА, 2017.
8.       Стрельникова, К. Ёжики : [0+] : [стихи] / Кристина Стрельникова ; нарисовала Диана Лапшина. – Москва : Глагол : Книжный дом Анастасии Орловой, 2019.
9.       Ткаченко, А. Лунное затмение : [рассказ] / Александр Ткаченко ; художник Диана Лапшина. – Москва : Издательский дом «Фома», 2012.
10.   Ярышевская, Е. Шёл по улице Пиджак / Елена Ярышевская ; художник Диана Лапшина. – Москва : Издательский дом «Фома», 2011.
О жизни и творчестве Дианы Лапшиной:
1.       Море, дюны и блондинка [Электронный ресурс] : сайт // Живой Журнал. – URL: https://anni-manninen.livejournal.com/ (дата обращения: 26.04.2022).
2.       Диана Лапшина [Электронный ресурс] : сайт // Электронные пампасы. – URL: http://www.epampa.narod.ru/lapshina/index.html (дата обращения: 26.04.2022).
3.       Автор + художник = «Книжка с картинками» [Электронный ресурс] : сайт // Правмир. – URL: https://www.pravmir.ru/avtor-xudozhnik-knizhka-s-kartinkami/ (дата обращения: 26.04.2022).