Вологодская областная детская библиотека, Книжки с картинками, Конашевич Владимир

    Владимир Конашевич

Книжки для детей особенные. У них, как считал Самуил Яковлевич Маршак, всегда два автора. Первый – тот, кто всё написал. Второй – художник.

Маршак понимал это и знал, исходя из своего опыта. В 1923 году началось его тесное сотрудничество именно с таким иллюстратором, который не просто дополнял текст, а становился соавтором и умел придать всему бытовую достоверность. Это в какой-то степени чудо – умение оживлять слова картинками, и Владимир Михайлович Конашевич, художник, о рисунках которого мы вам сегодня расскажем, умел чуть больше, и при этом тщательно подходил к своей работе.

В 1930-м году вышло, пожалуй, одно из самых известных и переиздаваемых произведений Маршака – стихотворение «Вот какой рассеянный». У персонажа был прототип. Писатель взял для создания образа личность советского физикохимика И.А. Каблукова, который слыл удивительно непрактичным. Но любопытно то, что и у нарисованного персонажа был живой, реальный прообраз. Конашевич был хорошо знаком с художником Н.А. Тырсой. Именно последний и послужил моделью. Надо сказать, что человек рассеянный 30-х годов со временем изменился, как это происходит и с людьми. Владимир Михайлович перерисовал его, сделав, как ни странно, рассеянного с улицы Бассейной более живым и современным. В нашей библиотеке в детских книжках именно такие иллюстрации. А самые первые – с Тырсой – выглядят карикатурными, шаржевыми, несколько легкомысленными и в то же время беспощадно точными. Эти рисунки тоже можно посмотреть в нашей библиотеке: на эстетическом отделе есть маленькая скромная книжка «Художник В. Конашевич делает книгу», в центре которой – переиздание стихотворения Маршака с иллюстрациями Владимира Михайловича и, конечно, добавлены статьи и комментарии, касающиеся истории создания цикла рисунков к стихам.

Чуковский – ещё один писатель, которому, можно сказать, необычайно повезло с иллюстратором (со многими повезло, конечно, не с одним). Именно про Конашевича Корней Иванович говорил, что «всё, к чему ни прикасалась его весёлая кисть, становилось уютным, счастливым, добросердечным и праздничным… <…> Вообще это был один из самых счастливых людей, каких я когда-либо видел».
Возможно, только такие счастливые художники и могут в детских книжках быть настолько раскованными и подвижными, что любые детали, запечатлённые, казалось бы, мимоходом, становятся достоверными. Так веришь и в выходящего из спальни сурового Мойдодыра, и в убегающую от Федоры посуду, и в изящную робеющую Муху-Цокотуху, и в пугающего Бармалея.

Мир стихов и сказок не был чем-то непонятным для Конашевича. Наоборот, пространство таких произведений словно только и ждало, что придёт именно такой кропотливый художник. Пушкина кто только не иллюстрировал! Но вот берёшь его сказки с рисунками Владимира Михайловича и видишь что-то совсем иное: страшные и печальные моменты обретают недостающую мрачность, а всё остальное становится праздничным, пряничным, расписным, как и полагается в сказке.

Про рисунки к пушкинским произведениям сам Конашевич говорил следующее: «Мне предстоит иллюстрировать сказки Пушкина. Я очень боюсь этой работы». Есть что-то трогательное и подкупающее в этом простом признании, и как-то сразу становится понятно, что работа художником была проделана самая серьёзная. Результат мы с вами теперь можем посмотреть, а вот сам Конашевич так и не успел увидеть свои иллюстрации напечатанными.

Владимир Михайлович в книге «Художники детской книги о себе и своём искусстве» очень подробно рассказывал о том, как создаёт рисунки, последовательно доказывая, что в его картинках не бывает случайностей, неожиданных находок, чуда. Он и за работу садился лишь тогда, когда всё заранее было выяснено и представлено. Но мы-то с вами знаем, что иногда чудо иллюстрации как раз и заключается в продуманности, в масштабной подготовительной работе, в долго вынашиваемой идее. А ещё Конашевич добавлял: «То, что я изображаю, я всегда люблю». И этому невозможно не верить при взгляде на любую из его работ.

Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Некоторые книги из фонда нашей библиотеки с иллюстрациями Владимира Конашевича:
1.       Андерсен, Х. -К. Сказки : пер. с дат. / Г.-Х. Андерсен ; вступ. ст. В. Финикова ; рис. В. Конашевича и В. Самойлова. – Переизд. – М. : Дет. лит., 1987.
2.       Даль, В. И. Старик – годовик : сказки, загадки, пословицы, игры / В. И. Даль ; предисл. И. Халтурин ; рис. В. Конашевича. – М. : Дет. лит., 1979.
3.       Маршак, С. Я. Вот какой рассеянный : стихи / С. Я. Маршак ; рис. В. Конашевича. – М. : Дет. лит., 1982.
4.       Перро, Ш. Золушка : Сказка / Шарль Перро; Пер.с фр.Н.Касаткиной; Рис. В.Конашевича. – М. : Дет. лит., 1992.
5.       Перро, Ш. Мальчик с пальчик : Сказка: Перевод / Рис. В. Конашевича. – М. : Изобразительное искусство, 1993.
6.       Пушкин, А. С. Сказки / А. С. Пушкин ; рис. В. М. Конашевича. – М. : Дет. лит., 1989.
7.       Чуковский, К. И. Муха-Цокотуха : сказка / К. И. Чуковский ; рис. В. Конашевича. – М. : Дет. лит., 1984.
8.       Чуковский, К. И. Чудо-дерево и другие сказки / К. И. Чуковский ; рис. В. Конашевича [и др.]. – М. : Дет. лит., 1986.
О творчестве художника:
1.       Молок, Ю. О художнике этой книги / Юрий Молок // Пушкин, А. С. Сказки / А. С. Пушкин ; рис. В. М. Конашевича. – М.: «Детская литература», 1979.
2.       Художник В. Конашевич делает книгу : С. Я. Маршак. Вот какой рассеянный : кн. воспроизвед. по изд., выпущ. в свет в 1930 г. Гос. изд-вом (Москва) / сост. серии, текст и коммент. Ю. Герчука. – М. : Сов. художник, 1988.
3.       Конашевич, В. М. С. Маршак "Пожар" / В. М. Конашевич ; вст. ст. и коммент. Ю. А. Молока. – М. : Сов. художник, 1977.
4.       Художники детской книги о себе и своем искусстве : ст., рассказы, заметки, выступления / сост., записал, [написал предисл.], прокомментировал В. Глоцер. – М. : Книга, 1987.