Title

Кочергин Николай


Иллюстрирование сказок в истории издания нашей детской литературы занимает особое место, ведь прежде всего это прикосновение к культурным традициям народа, к истокам устного творчества, дошедшего до наших дней в почти неизменном виде. И имена художников-иллюстраторов, создавших завораживающие сказочные миры, всем известны. Одно из первых знакомств ребёнка с родной культурой как раз связано с рисунками к сказкам: народные костюмы, орнаменты, предметы быта и его устройство, архитектура, обряды. Все эти характерные составляющие визуального путешествия требуют от художника не только основательной подготовки, но и бережного отношения к сказке. Сказка – бесценный дар прошлого. Плохая иллюстрация способна этот дар уничтожить, хорошая – донести до людей истинную красоту русского фольклора.

Николай Михайлович Кочергин посвятил детской книжной иллюстрации более 25 лет своей жизни, и под его рукой народные сказки и былины проявили свои характерные черты. Через рисунок художника чувствуется атмосфера стародавних времён, определённое настроение. Не случайно Кочергин тщательно изучал историю, в том числе – культуры. Иллюстрация, подкреплённая знанием, обретает достоверность и объёмность, превращается в точку пространства, неумолимо притягивающую зрителя-путешественника, границы времени становятся проницаемы. Со страницы можно шагнуть в прошлое-настоящее былины и оказаться среди могучих богатырей или зайти в ночной сказочный сад, темноту которого разгоняет ослепительный свет жар-птицы. 

Удивительное дело, но творческая деятельность Кочергина начиналась вовсе не с рисования, а с деревянной скульптуры. Ещё в годы учёбы в Строгановском художественно-промышленном училище он увлёкся этим направлением и даже был назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Вершиной этого увлечения стало создание кукол для спектакля «Гулливер в стране лилипутов» Санкт-Петербургского театра марионеток имени Евгения Деммени. Спектаклю уже более девяноста лет. Гротескные марионетки Николая Михайловича, вырезанные из дерева в 1928 году, пережили блокаду и были вывезены из Ленинграда «дорогой жизни». Со временем куклы поизносились, их реставрировали, но головки всё те же, а спектакль по-прежнему в репертуаре театра. 

До войны Кочергин в качестве художника-оформителя и карикатуриста сотрудничал с различными газетами и журналами. В военное время обратился к искусству советского агитационного плаката, был одним из плакатистов «Окон ТАСС». В 1942 году Николая Михайловича в тяжёлом состоянии вывезли из блокадного Ленинграда во Фрунзе, и дальнейшая жизнь художника оказалась связана с книжной иллюстрацией. 

В фонде нашей библиотеки множество книг с рисунками Кочергина. Среди них из-за возможностей современной печати выделяется переиздание книжки с рисунками к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный». Крепкая и приземистая избушка на курьих ножках, прекрасные витязи, лукавая русалка, умноглазый кот, Кощей, царевна, Баба Яга… В какой-то степени иллюстрирование Пушкина в нашей литературе сравнимо с иллюстрированием кэрролловской Алисы; свой взгляд художника на произведения автора, вошедшего в золотой фонд, и дополняющий вклад в единое, постоянно расширяющееся поле интерпретаций. Лучшую жизнь для произведения трудно представить. Это одна из форм бессмертия, руку к которому приложил обычный человек.

Впрочем, не совсем обычный. Не каждый может быть иллюстратором, и среди художников книги есть свои жанровые предпочтения. Кочергин тонко чувствовал дух старины и атмосферу эпоса. Его рисунки к сказкам выглядят так, словно заключают в себе замысловатость формульной речи сказочника. На это работают и яркость цветов, и прихотливость орнамента, и общая декоративность, и достоверность деталей, присущих глубокому прошлому народа, и некоторая показная театральность сценок. А в рисунках к карело-финскому поэтическому эпосу «Калевале» подчёркнуты простота образов и высокий лиризм. 

Иллюстрации к «Калевале» Кочергин перерисовывал и дополнял многие годы. В фонде нашей библиотеки есть издания и с чёрно-белой графикой, и с цветной. Цветные рисунки созданы позднее, они более декоративны и просты, а в чёрно-белых ощущается стихийность природы, её мощь, соразмерная великим героям эпоса. 

Отдельно следует отметить реалистичные рисунки в книгах советских авторов. В такой графике чувствуется влияние опыта работы карикатуристом: линии легки и стремительны, фиксируется только главное, характерное, что придаёт особую живость фигурам персонажей, пейзажу, изображаемым сценам. К примеру, в «Девичьей команде» Петра Заводчикова и Семёна Самойлова (Фарфеля) нет полноформатных рисунков, лишь небольшие, но они идеально дополняют текст и максимально близко передают дух военного времени, динамичность и напряжённость повествования. 

Без Кочергина невозможно представить себе советское искусство 1960-х и 1970-х годов, и, безусловно, радует факт переиздания многих книг с его иллюстрациями. 

Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.

Некоторые из книг с иллюстрациями Николая Кочергина из фонда нашей библиотеки:
1. Богатырские сказы / Тексты по мотивам былин Анатолия Митяева, Василия Лебедева; рисунки Николая Кочергина. – Москва : Издательский центр детской книги, 1995.
2. Булатов, М. А. Русские волшебные сказки / Михаил Александрович Булатов ; рисунки Николая Кочергина. – Ленинград : Детская литература, 1984.
3. Заводчиков, П. А. Девичья команда : невыдуманные рассказы [о девушках – минерах] : [12+] / Петр Алексеевич Заводчиков, Семён Самойлов ; художник Николай Кочергин. – Санкт-Петербург : Речь, 2015.
4. Калевала : карело-финский эпос / пересказала для детей Александра Любарская ; рисунки Николая Кочергина. – 4-е издание. – Ленинград : Детская литература, 1975.
5. Калевала : карело-финский эпос / пересказала для детей Александра Любарская ; рисунки Николая Кочергина. – Москва : Детская литература, 1985.
6. Матвеев, Г. И. Зеленые цепочки : повесть / Герман Матвеев ; художник Николай Кочергин. – Москва : Детская литература, 2010.
7. Пушкин, А. С. У Лукоморья дуб зеленый : [0+] / Александр Сергеевич Пушкин ; рисунки Николая Михайловича Кочергина. – Москва : НИГМА, 2017.
Использованные источники:
1. Гулливер. 90 лет на сцене: [Электронный ресурс]  // Портал ГодЛитературы.РФ. https://godliteratury.ru/articles/2018/03/19/gulliver-90-let-na-scene. (Дата обращения: 16. 08. 2023).
2. Сказочный мир Николая Кочергина: [Электронный ресурс] // «Живой Журнал»: Издательский дом «Нигма». https://id-nigma.livejournal.com/20938.html. (Дата обращения: 16. 08. 2023).
3. Художник – Николай Михайлович Кочергин: [Электронный ресурс]  // Лаборатория Фантастики. https://fantlab.ru/art1506. (Дата обращения: 16. 08. 2023).
#детскаябиблиотека #ВОДБ_35 #Вологда #Вологодская_областная_детская_библиотека #ВОДБ_книжки_с_картинками #николай_кочергин #детскоечтение35