Бродский Савва

                                                                       Бродский Савва


В нашем фонде в отделе книгохранения есть необычное издание избранных глав из романа Виктора Гюго – «Гаврош. Козетта». Выпущено оно было в 1982 году «Московским рабочим», прошло через множество детских рук и, можно сказать, обрело определённый покой, ведь есть многочисленные переиздания – с более крупным шрифтом, на более светлой бумаге, в твёрдой обложке, новенькие, которые легко можно взять. Но – без тех иллюстраций, что представлены в этой старенькой, небольшого формата книжке. А они привлекают внимание сразу же, ведь принадлежат руке известного советского художника, книжного иллюстратора, архитектора и скульптора Саввы Григорьевича Бродского. В них, в черно-белых рисунках, застыло неумолимое время на зыбкой, туманной границе света и тьмы.

  Увлёкся книжной графикой Бродский с 1960-х, и для читателей это настоящий бесценный дар, ведь учёба в Московском архитектурном институте и дальнейшая работа, результатом которой стали два осуществлённых проекта театров в Петрозаводске, художественное оформление домов-музеев Александра Грина в Феодосии и Старом Крыму и реконструкция Центрального дома работников искусств в Москве, как-то не предполагали перехода к иллюстрированию книг. Однако, нам повезло, и где-то рядом с разработкой архитектурных решений, поиском себя в скульптуре и созданием декораций для театра гармонично возникла книжная графика, и теперь немыслимо представить нашу литературу без этого удивительного художника.
  Возьмём, к примеру, одно из самых значимых произведений в списке работ Бродского – «Дон Кихота» Сервантеса, вышедшего в 1975 году в издательстве «Молодая гвардия». Большой тираж не помешал изданию обрести свою букинистическую ценность, и это не случайно, ведь в том же году серия иллюстраций к этим книгам была удостоена золотой медали на Московской международной книжной выставке. Кроме того, Бродский стал первым российским художником, избранным академиком-корреспондентом Испанской королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Ещё до официального открытия Посольства СССР в Испании персональные выставки художника в 1977 году прошли в Мадриде.


  В фонде нашей библиотеки «Дон Кихот» более поздний – за 1976 год, но он с теми самыми рисунками, и каждое лето школьники с шестого по восьмой класс (в зависимости от программы) разбирают эти книжки. Сам Бродский говорил, что его иллюстрирование романа – «тысячная вариация», но для кого-то она может стать единственно возможной и самой важной. Глубокое проникновение в характеры персонажей, тонкое понимание идеи произведения, экспрессивность и эпичность изображений неизменно обращают на себя внимание, рисунки кажутся осязаемыми и объёмными. И ещё художник полностью переосмыслил героев: «Дон Кихота изображали комичным чудаком – я в своих работах стремился сделать его мудрым и суровым, как сурова бывает вера, доведённая до логических пределов, до фанатизма. Санчо Пансу считали воплощением приземлённого житейского ума – я стремился, чтобы и он не чужд был печальным размышлениям…»


  В нашем отделе книгохранения можно найти и редкое подарочное издание «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского, увидевшее свет в 1978 году в московском издательстве «Искусство». В цикле иллюстраций к пьесе выделяются даже графически скупые, лаконичные, но сверхэмоциональные шмуцтитулы: каждый акт обозначен мощными канатными узлами – один узел, два, три… И чёрный цвет, заливающий отдельные страницы, неотъемлемая часть произведения, как головокружительно долгая пауза перед следующим очень важным шагом. А сами иллюстрации, складные, сценически объёмные, при полном развёртывании производят ошеломительное впечатление. Словно художник подвёл читателя к сцене в театре и оставил одного, наедине с разыгрывающимся представлением.


  Будь у всех публикуемых пьес такие иллюстраторы, и их читали бы столь же часто, как и произведения, принадлежащие лишь одному виду искусства – литературе.
  Савва Бродский считал, что «архитектура воспитывает в художнике потрясающее чувство ответственности за каждую проведённую на бумаге линию, за любое творческое решение». Действительно, в его рисунках ощущается жёсткая выверенность любой линии. Нет лишних деталей, нет чего-то неуместного в пространстве, даже эмоции надёжно зафиксированы и кажутся единственно возможными.


  Художника не стало в 1982 году, но произведения с его иллюстрациями по-прежнему притягивают читателей и вызывают сильнейший отклик. К счастью, в настоящее время появились и переиздания книг с его работами, сделанные неравнодушными и чуткими сотрудниками издательства «Речь»: «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Пер Гюнт» Г. Ибсена, «Гамлет, принц датский. Сонеты. Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Бабий Яр» А. Кузнецова, «Шинель» Н. Гоголя, «Спартак» Д. Рафаэлло, «Бегущая по волнам» А. Грина и «Как закалялась сталь» Н. Островского. Графика в этих книгах – бесценный вклад в нашу культуру, который правильнее назвать даром, тем единственным, что может дать талантливый иллюстратор – признательному читателю.


  Рубрику ведёт поэтесса Мария Маркова, сотрудник нашей библиотеки.


  Книжки с иллюстрациями Саввы Бродского в фонде нашей библиотеки:
1.       Вишневский, В. В. Оптимистическая трагедия : пьеса в 3 актах / Всеволод Витальевич Вишневский ; художник Савва Бродский. – Москва : Искусство, 1978.
2.       Левандовский, А. П. Сердце моего Марата : повесть о великом французском революционере / Анатолий Петрович Левандовский ; художник Савва Бродский. – Москва : Политиздат, 1975.
3.       Гюго, В. Гаврош / Виктор Гюго ; перевод с французского, обработка для детей Натальи Касаткиной, художник Савва Бродский. – Петрозаводск : Карелия, 1971.
4.       Сервантес, С. М. де Кихот Ламанчский. Ч. 1 / Сааведра Мигель де Сервантес ; перевод с испанского Николая Михайловича Любимова ; иллюстрации Саввы Бродского. – Москва : Молодая гвардия, 1976.
5.       Сервантес, С. М. де Дон Кихот Ламанчский. Ч. 2 / Сааведра Мигель де Сервантес ; перевод с испанского Николая Михайловича Любимова ; иллюстрации Саввы Бродского. – Москва : Молодая гвардия, 1976.
6.       Москвин, Н. Я. След человека : повесть / Николай Яковлевич Москвин ; рисунки Саввы Бродского. – Москва : Детская литература, 1973.


О творчестве художника:
1.       Савва Бродский. Перед зеркалом [https://smena-online.ru/] : сайт // Журнал «Смена». – URL: https://smena-online.ru/stories/pered-zerkalom (дата обращения: 27.03.2023).
2.       Художник — Савва Григорьевич Бродский [https://fantlab.ru/] : сайт // Лаборатория Фантастики. – URL: https://fantlab.ru/art1274 (дата обращения: 27.03.2023).


#детскаябиблиотека #ВОДБ_35 #Вологда #Вологодская_областная_детская_библиотека #ВОДБ_книжки_с_картинками #савва_бродский #детскоечтение35