Яндекс.Метрика

Календарь

Московское время:

Мероприятия на месяц



"Поклонимся великим тем годам"

Противодействие коррупции



"Веб-ландия!"

  



Биография

ДЕНИС ВЛАДИМИРОВИЧ МАКУРИН (10 июня 1981 г.)

Есть люди, судьба у которых не поскупилась на испытания. Но оттого ещё больше любящие и ценящие жизнь. Спасающие других, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, примером своего мужества и светом души. Таков мой земляк, молодой писатель Денис Макурин. Это видно и по тому, как он рассказывает о себе – просто и безыскусно.
Родился Денис 10 июня 1981 года в пос. Каменка Мезенского района Архангельской области. В пяти летнем возрасте с родителями переехал в с. Холмогоры.

Закончил школу, училище по специальности «Мастер общестроительных работ» (печник, каменщик, сварщик).

В 1999 году ушёл служить в армию, где участвовал во второй чеченской войне.

Получив в Строительном техникуме диплом по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», начал работать мастером, затем прорабом.

Зимой 2013 года попал в аварию (водитель, с которым он ехал, не справился с управлением и выехал на встречную, Денис повредил позвоночник). В процессе реабилитации после ДТП здоровье  восстановилось лишь частично. Но вынужденная неподвижность и друзья, которым он рассказывал свои истории из детства, заставили взяться за перо. По признанию самого автора, вышедшие книги во многом автобиографичны.

В результате увидели свет 5 книг: "Морские волки", "Макароны в тюбике", "Кот Семён", «Полведра сгущёнки» и «Хивок».  Это рассказы, сказки и повести для детей и взрослых.

 «Макароны в тюбике» представляют собой повесть в рассказах, написанных в лучших традициях русской прозы о детях и для детей. Повествование ведётся от лица героя – несколько наивного, но достаточно умного сорванца Мишки Воробьёва. Его вечно тянет куда-то: то кошку спасти, то в партизаны, то в суровое пиратское плавание на гордом корабле-плоту. Мир фантазий и приключений героя и его друзей – таких же любознательных и озорных мальчишек, описанный ярким, живым, соответствующим возрасту ребёнка языком, не даёт читателю заскучать ни на минуту. А повесть «Морские волки» продолжает и развивает заданную тему. Язык произведений остановится богаче, его авторский стиль легко узнаваем. Рассказ «Родина» о том, как Мишка со своим дедом, будучи в Волгограде, едут на Мамаев курган, к монументу Родины-матери. Пережитое в детстве оставило неизгладимый след в душе и в зрелом возрасте трансформировалось в слова. Каждая мелочь сохранилась в памяти. Мы словно переносимся вместе с героем в то время, чтобы пройти и прочувствовать всё вместе ним. 

«…И мы пошли. И сразу же начали по ступенькам подниматься. Мы медленно по ним поднимались. А ступенек было очень много. И я начал их считать, но сбился со счёта. Тогда я сказал: «Тысяча!» А дедушка поправил: «Двести. Всего двести на весь курган. Двести дней обороны, двести ступеней». Дальше была аллея. И пока мы по ней шли, дедушка нам с Ванькой много всего рассказывал. Про то, как он молодой был. А ещё про землянку. И про чёрный дым от пожаров и раскаты грома. И про то, как они фашистов били. Крепко били. Потому что это наша земля. Русская. И голос у дедушки уже не звенел, как раньше, а скрипел. И я не стал его спрашивать, что такое землянка. И Ванька не стал. Мы просто шли и молчали. Только листья на тополях шуршали, и где-то гудел паровоз. А в конце аллеи мы подошли к огромному солдату. Он ногами прямо в бетон врос. И сам закаменел. А на бетоне надпись: «Стоять насмерть!» А Родина-мать всё ещё вдалеке стояла. Но уже не так далеко, как в поезде, уже ближе.

Потом снова начались ступеньки. И огромные стены выросли вокруг нас, как скалы. И солдаты. Но уже не в бетоне, как тот, первый. А прямо в этих стенах. А стены были серые и израненные. И лица солдат как будто кричали о том, что они дрались. Но силы были неравные, и солдаты не вернулись из боя. Только лица остались и застыли на этих стенах. А мы всё шли. И стены сдвигались к нам всё ближе и ближе. И я уже начал представлять, как тогда, давно было. Во время войны. С этими солдатами дрался и мой дедушка. Была зима и мороз. Он бежал по этим самым развалинам, с автоматом в руках. А в небе гудели моторы и выли бомбы. Потом гремели взрывы, и снова вой и едкий дым. И день сменился на ночь. А рядом падали товарищи, прямо в грязь. И все кричали: «Вперёд, к победе! Ни шагу назад!». И вот я представил такую картину. И в груди у меня что-то защемило. Я посмотрел на деду и подумал: «Хорошо, что он сейчас с нами». И сильнее сжал его руку, а он – мою.

Потом была площадь – площадь Героев. И там был пруд. А в пруду плавали красные цветы. И рядом тоже стояли солдаты. Большие и серые. И они тоже дрались, как те, на стене. А кто-то выносил раненого с поля боя. И вот они шли. Шли в смертный бой, несмотря ни на что! Несмотря на раны. И никто не отступил, никто не сдался.
…И мы пошли выше. Теперь уже к самой Родине.
Оставалось пройти совсем немного. Но дедушка не спешил. Он, наоборот, стал идти медленнее. Наверное, сильно устал. Потом подул очень сильный ветер. И было зябко даже в курточке. Но дедушка его не замечал. Он останавливался у плит на земле и читал их. И что-то им рассказывал, но не вслух. У него только губы дрожали. И глаза были мокрые, наверное, от ветра.
Когда мы наконец-то дошли до Родины, у меня не хватило шеи, чтобы её посмотреть. А посмотреть хотелось. Всю. С головы до ног. Она оказалась такая огромная! Даже больше, чем я представлял. Больше, чем я мог подумать…»

Сюжетом для сказки "Кот Семён" послужила история, опубликованная в газете "Мурманский вестник" в 1994 году. Кот-путешественник сиамской породы потерялся в Москве, когда семья возвращалась с юга. А спустя 6 лет изрядно потрёпанный Семён показался на пороге их квартиры в Мурманске. В сказке кот рассказывает автору удивительные подробности своего путешествия. И пусть образ говорящего кота не нов в сказках, главное здесь  – любовь к своему дому и хозяевам, заставляющая его  преодолевать множество препятствий. В пути помогает тем, кто в этом нуждается, например, спасает работниц кружевной фабрики от мышей. Кот Семён учит юных читателей  замечать красоту окружающего мира, быть добрым и чутким и видеть счастье в житейских мелочах. «Мууур, – сказал Семён, – чудак! Мур-мур. Разве счастье так далеко? Оглядись вокруг. Оно здесь, с нами, в удовольствии от горячего молока, в тёплой избе и свете в оконце. Счастье ведь всегда – сейчас! Важно лишь его замечать. Собирать в охапку. И дарить, как цветы». Тем более что «Живём мы на Земле и ходим по земле, а стало быть, мы все – кто? Земляки!»   

Книга «Полведра сгущёнки» рассчитана на старших школьников и не менее интересна взрослым.

Вот подросший Мишка с дедом идут в тайгу на рыбалку («За добро добром»). Парнишка по дороге рубит прутом крапиву, сшибает поганки. На что дед говорит: «Тебе поганки, а живности припасы на зиму. В тайге ничего просто так не растёт, всё для дела». На рыбалке дед вновь учит внука бережливому отношению к природе: «Не переусердствуй, Мишка. Ловить надо столько, сколько съешь». И рассказывает ему о прадеде Добрыне, который подкармливал зимой лося, а когда у него в хозяйстве сломалась соха, лось пришёл к дому и сбросил рога. И прадед сделал из них новую соху. Уходя из леса, они слышат звук пил и топоров, и дед решает, что в следующий раз они посадят саженцы деревьев, из которых вырастет лес. Мишка впитывает дедову мудрость, и вот уже сам делает вывод: «Саженцы и кормушки – это хорошо. Но лучшее, что может сделать человек для тайги – это оставить её в покое и ничего в ней не трогать».

Тема природы звучит и в нескольких главах повести «Не только чтение», где ребята ходят в библиотеку, приобщаясь к чтению, и кормят там белочку, прибившуюся в морозы к теплу. 

А глава «Призрак» из той же повести – настоящий экскурс в историю малой родины – Холмогорского района. В ней рассказано о поездке ребят в село Вавчуга, с целью посмотреть памятник первой русской судоверфи. Там три века назад жили братья Баженины,  строившие трёхмачтовые фрегаты. Ребята переезжают за Двину на пароме, дальше идут пешком через лес.  Но от судоверфи уже ничего не осталось. Только дом Бажениных.

«Оказавшись на вершине холма, я наконец-то увидел дом в лицо и познакомился с ним. И он мне страшно понравился. Дом оказался очень большой, просто огромный. Настоящий дворец! Только там стариной и развалинами пахло. А ещё все окна разбиты, и кое-где потолок обрушился. Зато не страшно было, потому что света много. Ванька сказал:
– Здесь так светло, как будто бы Баженин дома!
Я не понял и спросил:
– Почему это? Разве не может быть светло просто так?
А Ванька заулыбался и потрепал меня по макушке:
– Да это пословица такая. Старая очень. Ещё наши деды говорили: «У тебя так светло, как будто бы Баженин в гостях!»
А я всё равно ничего не понял: причем тут гости, почему именно Баженин? С этой пословицей я ещё больше запутался. Но Ванька мне объяснил, что в старину братья Баженины уважаемые люди были. И когда они к кому-нибудь в гости заглядывали, или в Архангельском гостином дворе останавливались, то для них специально дополнительные свечи зажигали и так уважение своё оказывали...»

Прекрасно описание пейзажа, увиденного героем из чердачного окна:

«И вот на самом верху я в окно выглянул. Взглянул и ахнул! Оттуда вся наша планета по-другому выглядела. И гора, и лес, и туман, и речка – всё по-другому. Там откуда-то с неба пробивались лучи, и туман как будто бы ворчал от этого, только молча. Ему уходить никак не хотелось, и он бурлил, переваливался с места на место и перемешивался, и сразу было заметно, что солнышко ему не нравится. А лучики всё равно выглядывали, подмигивали и протыкали потрёпанный туман. От этого повсюду становилось как-то тепло и сказочно. В конце концов, туману ничего не оставалось, как спасаться бегством. Он медленно-медленно сползал на реку, а потом вместе с ней уплывал восвояси. 
Я смотрел на туман, на солнышко и на бережок, где начиналась река. Туман уже был не белый, но пока и не прозрачный. Он был такого цвета, который ещё не придумали – какого-то небесного. Небесно-облачного. И тут я замечаю, что в тумане – паруса виднеются. Правду вам говорю, прямо в том месте, где бережок начинается. И мачту ещё, очень-очень большую. И паруса на ней качались то вправо, то влево. И я глазам своим не поверил. Я смотрю на паруса, и у меня от этого внутри радостно делается. Тут я как закричу:
– Ванька! Серёга! Да это же настоящий фрегат!»

И пусть фрегат оказался всего лишь береговым знаком, означающим фарватер, но мечта мальчишек предстала перед ними в виде миража.

«А Ванька вдруг обернулся и сказал:
– Посмотрите на дом Бажениных. Вот где настоящий призрак! А там всего лишь знак».
Ощущение присутствия – вот что появляется у меня во время чтения многих глав этой книги. Когда автор сам неравнодушен к происходящему в его произведениях, эта взволнованность передаётся и читателю, заставляет задуматься. Такие книги читаешь запоем и возвращаешься к ним ещё не раз в течение жизни.

Название пятой книги рассказов «Хивок» расшифровывается так: хивок – лёгкий ветер на белом море. Хивить – слегка волновать, рябить воду. Замысел сборника в том, чтобы взволновать душу читателя, вывести её из состояния покоя. И это удается автору с первых строчек, которые хочется цитировать и цитировать.
Ценность рассказов Дениса Макурина в том, что каждый – это и экскурс в историю, и –
через героев – философское осмысление жизни. Открывает книгу глава «Кто мы, люди?» По сути, это рассказ об уходящих в историю печах, но прежде всего о печнике, мастере своего дела, Иване Добрынине. Даже фамилия его уже говорит о многом. «Внешним видом он был похож на Илью Муромца»,  «ручищи у него были огромные и твёрдые, как доска… Когда он перешагивал порог нашего дома, казалось, что с ним входило летнее тепло и солнце». Автор помнит, как дядя Ваня клал русскую печь у его бабушки и дедушки. Такие люди – соль земли русской. С какой любовью он делал своё дело, строил печь кирпич за кирпичом. «Каждый кирпич подвергался шлифовке: все неровности, острые грани и заусеницы стачивались абразивным камнем… Огромная мозолистая рука укладывала кирпич на «постель», осаживала, прижимала и выравнивала его». А «правильно сложенная печь и дышит правильно. И всё оттого, что живая она».  «Кто мы, люди? – обращался деда Ваня ко мне. Кто мы, если не такие же кирпичики? Нас вот так же жизнь насыщает знаниями, стёсывает всё лишнее, и в итоге каждый находит своё место под солнцем».  Рассказ, из которого нельзя выкинуть ни слова, хочется выучить его наизусть.

Далее  полностью завладевает вниманием читателя цикл рассказов, объединённых названием «На фоне серого неба». Это правдивый и реалистично рассказано о трудных и опасных армейских буднях во время службы в горячей точке – Чечне, где автор книги сам проходил воинскую службу.
Герой рассказа «Сорока» был ранен в плечо в перестрелке с боевиками, во время которой ему пришлось убить одного из противников. И теперь мысль, что он убил человека, мучает его во сне и наяву.
«Уже не раз, сидя на краю кровати, мысленно я обращал свой взор к небу. Уже не раз, разминая онемевшую руку и растирая ноющий шрам на плече, я задумывался о том, что, может, это не тело болит, а душа. Может быть, кошмары по ночам и ноющее плечо – это напоминание о совершённом преступлении?»
Замечателен рассказ о военном времени «Спелая малина», рассказ о поисковиках «Где вовсю полыхала война».
Вторая половина книги – истории  из жизни, о том, что добро и зло возвращается к нам бумерангом. Сюжет рассказа «Первый снег» с первых строк держит читателя в напряжении, ещё раз напоминая о связи причин и следствий.  Напоминает о том, что  не стоит бездумно  убивать даже зверя,  что в этой жизни человек так же уязвим и беззащитен перед лицом природы. Высшие ценности – честность, порядочность, патриотизм. Проходя красной нитью через все произведения, тема любви к Родине звучит в полный голос.
От книги к книге растёт писательское мастерство автора. И даже несмотря на некоторую торопливость, произведения получаются весьма достойные. Яркие, узнаваемые образы героев, размышления и самоанализ, богатый язык – все это делает чтение увлекательным, заставляет переживать, волноваться.

Действие новой повести Дениса Макурина «Домовой» происходят во время позиционных боёв в Донбассе: с одной стороны батальон Азов, с другой ополчение Донецкой республики. В то время, когда главный герой Сергей Петровский с позывным Домовой давал интервью военкору, Азов предпринял прорыв с участием артиллерии и танков. Задумка повести – рассказать о несправедливости, что творится на каждом шагу, и гражданская война лучше всего раскрывает данную тему. Но сверхидея произведения обозначится и откроется каждому своя, стоит лишь вплотную приступить к чтению. 
Главный герой в течение всей повести отвечает на вопросы: что заставило его приехать на Донбасс воевать, что за люди рядом с ним, есть ли у него мечта?
«Война – это и без того постоянное состояние мужика. Мы рождены и задуманы природой не только созидать, но и разрушать.  А когда ты и стрелок и мишень, это меняет тебя до неузнаваемости. Любая война снимает запрет на убийство, это делает тебя избранным в некотором смысле. Перед тобой раскрываются все закоулки собственной души. Попробуй теперь разберись, кто ты: защитник или убийца?»
На вопрос о мечте Сергей отвечает так:
«Мечтать в моём возрасте и при моей должности – непростительная роскошь. Есть цель – уберечь людей. А мечта, она же, как рыбина – шустрая и скользкая. Всё время норовит ускользнуть в мутные воды».
В конце повести  герой вспоминает недавний  сон, где старушка советует ему посадить яблоньку у школы, а оружие закопать под ней.
На вопросы автор не даёт ответа, читатель должен найти их сам.

«Про автора рассказов, составляющих сборник «Морские волки»,  Дениса Макурина можно точно сказать – это писатель. С ним можно поспорить, но остаться равнодушным невозможно», – пишет вологодская писательница Г. Щекина.
Другой известный вологодский писатель Дмитрий Ермаков так отозвался о Денисе Макурине: "Очень я рад, что все мы дождались настоящего детского писателя».
Подтверждение этому – публикации в журналах  «Север», «Двина», «Юность», «Солнышко», «Жирафовый свет», «Простокваша»,  «Литературный маяк».

                                                                 Галина Рудакова, член АРО СПР
                                                   Опубликовано в журнале "Двина" №3 за 2019 г

Подробнее о жизни и творчестве Дениса Владимировича Макурина (Читать)



Аринин Владимир Иванович

Багров Сергей Петрович

Балакшин Роберт Александрович

Большакова Капитолина Кирилловна

Викулов Сергей Васильевич

Гарновский Виталий Всеволодович

Гогулина Татьяна Васильевна

Елесин Василий Дмитриевич

Ермаков Дмитрий Анатольевич

Ехалов Анатолий Константинович

Коничев Константин Иванович

Кульневская Ольга Павловна

Леднев Юрий Макарович

Макурин Денис Владимирович

Маркелов Леонид Васильевич

Матвеев Николай Иванович

Медведская Антонина Бернардовна

Павлов Константин Алексеевич

Петухов Анатолий Васильевич

Петухова Татьяна Леонидовна

Полуянов Иван Дмитриевич

Пошехонов Александр Алексеевич

Рубцов Николай Михайлович

Сидоренко Александр Михайлович

Твердов Ефим Григорьевич

Тендряков Владимир Федорович

Фокина Ольга Александровна

Шевелева Эльвира Анатольевна

Щекина Галина Александровна

Яшин Александр Яковлевич