Опрос

Что вы ожидаете от библиотеки в первую очередь:



Яндекс.Метрика

Календарь

Московское время:

Мероприятия на месяц

"Поклонимся великим тем годам"





"Веб-ландия!"

Петухов Анатолий Васильевич

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ПЕТУХОВ (1934-2016)

Анатолий Васильевич родился 2 ноября 1934 года в селе Шимозере. Относилось оно к Ленинградской области, а в 1937 году вошло во вновь образованную Вологодскую область (это бывший Оштинский, а ныне - Вытегорский район).
Отец преподавал русский язык, мать тоже работала в школе - занималась делопроизводством, вела бухгалтерский учет. В доме имелись богатая библиотека, и Анатолий рано научился читать. Увлекался рассказами о природе, очень любил неутомимого и наблюдательного Следопыта - героя Фенимора Купера.
До 1936 года обучение детей в Шимозере велось на вепсском языке, а позже - на русском. Запомнилось Анатолию из раннего детства, что дома говорили по-русски, а на улице - по-вепсски. Также и в школе уроки велись на русском языке, а на переменах слышался вепсский говор.
Любил мальчик общаться с пожилыми людьми: в них еще очень силен был культ остатков язычества; и Анатолий, затаив дыхание, слушал истории о леших, водяных, о разных обрядах, В их доме жила еще бабушка, мать отца, Мария Асоновна. По-русски она говорить не умела, хотя язык понимала. Бабушка завораживала мальчика историями о таинственных существах, незримо живущих везде и вокруг, и старинными вепсскими сказками.
Анатолий Васильевич вспоминает: «В бабушкиных рассказах невидимые духи представали в образах высшей справедливости и доброты в отношении к человеку, животному и растительному миру. Я очень рано усвоил, что даже сломанная без надобности ветка может разгневать «лесного хозяина», и он обязательно накажет провинившегося за причиненную дереву боль: хлестнет по лицу прутом, корягу под ноги сунет или желтого муравья за ворот спустит.
Я недоумевал: а как же деревья на дрова рубить, веники ломать? Бабушка объясняла: нельзя портить дерево просто так, без дела, а на дрова или веники - это очень даже хорошо, тут мецхийне - «лесной хозяин» - наоборот, очень доволен, что его богатство пригодилось людям.
А грибы, ягоды... Доброго человека сам к ним незаметно приведет - собирай, не ленись. А если грибы пинать будешь,  а ягоды не столько собирать, сколько мять ногами - осердится, добро свое упрячет и в лесу закружит.
Чтобы половить рыбу, выкупаться или даже зачерпнуть ведро воды в речке или озере, нужно попросить на то разрешение у «хозяина воды» - ведэйхине, - имя которого, однако, никогда не следует произносить». (Прибалтийско-финские народы: История и судьбы родственных народов. - Ювяскюля: «Атена», 1;995. – С. 437-439.) («Атена» - финское издательство, но книга выпущена на русском языке).
Привлекала мальчика богатая природа, множество озер, холмы, дремучие леса. Справившись со своими обязанностями по дому, он с друзьями убегал на рыбалку, за ягодами, грибами, а в 11 лет отец доверил ему ружье.
«Я рано начал охотиться, и мальчишкой был свидетелем, как в глухом лесу в дождливый осенний вечер убеленный сединою старик, сняв шапку, поклонился высокой густой елке и вполголоса смиренно попросил: «Елочка-елочка, пусти меня с парнишкой переночевать, устали мы очень!..» Он постоял несколько секунд, будто слушал ответ дерева, потом погладил ладонями хвою и шершавый ствол и только после этого снял с плеч свою котомку и ружье.
А сколько раз на моих глазах рыбак, которому выпала большая удача - достал ли крупную щуку на дорожку или в сеть попало много рыбы - зачерпывал пригоршней воду и благодарно целовал ее. (Впрочем, я и сам не единожды истово проделывал это»).
Ходили ребята и на дальние озера, километров за двадцать, и Анатолий уже после второго класса принимал участие в таких походах. Когда стал охотиться, следовал наставлениям стариков: чтобы убить зверя или птицу, нужно подобраться так близко, чтобы видеть их глаза. Это требовало большого мастерства, и у Анатолия практически не было подранков.
1941 год. Уже к осени райцентр Ошта, оказавшийся на линии фронта с финнами, был уничтожен. Отец ушел на фронт, а семья Петуховых (у Анатолия были еще старший брат и сестра) приняла эвакуированных ленинградцев. В Шимозере нашли приют сотни беженцев. Время было голодное, и детское увлечение - рыбалка - стало обязательным трудом. Зиму кое-как перебивались, а весной и летом сушили крапиву, корни, делали из них муку. В трудное время росли Анатолий и его сверстники, но никогда не приходило им в голову взять чужое. Слово «украсть» для людей было самым позорным. Кстати, дома в деревнях стали запирать только в годы войны, а до этого прислоненные к двери палка или метла говорили о том, что хозяев нет дома. И никто из посторонних не переступал порог. Честность, совестливость, порядочность - качества, привитые писателю с детства, он передаст потом и юным героям своих книг.
В школе мальчик переходил из класса в класс с похвальными грамотами и после окончания семилетки в 1949 году был принят без экзаменов в Вытегорское педагогическое училище.
Первое стихотворение он написал по просьбе учительницы к 9 Мая 1945 года. А когда учился в седьмом классе, было задано сочинение «Случай из моей жизни летом». Подростку же вспомнилась одна интересная встреча из детства... Во время путешествий по речным заводям Анатолий вдруг увидел водяного с растопыренными белыми руками и зелеными волосами. Испугался, убежал, а когда вернулся с другом, встретила их... коряга с висящими на ней водорослями. (Не сразу мальчик понял, что в образе «водяного» эта коряга виделась лишь с определенного места на берегу). Этот случай и описал он в своем сочинении, больше похожем на рассказ, (хотя сам Анатолий Васильевич не согласен с таким громким, на его взгляд, названием).
Три с половиной года Анатолий учился в Вытегре, много писал стихов, пробовал себя и в прозе. На четвертом курсе перевелся в Белозерск, где в свободное от занятий время работал в газете «Белозерский колхозник», печатал в ней свои стихи, басни. После окончания учебы был принят в редакцию областной газеты «Сталинская молодежь». Много читал, был увлечен творчеством А.М. Горького. В 1953 году он отослал в Москву около десятка своих прозаических опытов. Были они о сельской жизни, о природе. Московский критик Юрии Белаш написал обстоятельный отзыв. Он отмечал талантливость автора, несомненные достоинства рассказов, но над ними нужно было еще работать и работать...
Журналистика увлекла Анатолия. Вначале собственный корреспондент молодежной газеты по юго-западным районам области, затем - целинные земли (Русско-Полянский район на крайнем юге Омской области), работа в газете «Новая жизнь». Там Анатолий Васильевич стал членом Союза журналистов. В 1959 году он вернулся на Вологодчину. Два года работал в редакции Нюксенской районной газеты, являясь одновременно председателем районного Общества охотников. Впечатления тех лет и легли в основу его первой повести «Лешак» (1966). Закончил факультет журналистики при Высшей партийной школе в Ленинграде, а с 1966 года обосновался в Вологде, заведовал в областной газете «Красный Север» сельхозотделом.
Жизненным материалом, положенным в основу повести «Лешак», стала организация Общества охотников и рыболовов, которая происходила в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов. В центре повествования - образ лесника Никиты Федоровича Афонькина («Лешака»), человека сильного, волевого, но алчного и жестокого. Ему ничего не стоит, презрев закон, убить лося (он это делал не однажды). В дикой ненависти он готов стрелять (и стреляет) в зятя Григория, потому что тот встал на его пути, мешает хозяйничать в лесу по-прежнему. Но правда времени - за Григорием, поэтому и терпит старик поражение: попадает в тюрьму, и даже его дочь и жена - на стороне Григория... Для юных читателей Анатолием Васильевичем написано несколько книг. «Врагам не будет покоя» (1971) - по впечатлениям детства военного времени; «Сить - таинственная река» (1971) - эта повесть написана на берегах реки Сить (приток Кубены в Харовском районе); «Дай лапу, друг медведь» (1978) - к ее написанию подтолкнуло варварское отношение к медведям, которое неоднократно приходилось наблюдать А. Петухову; «Без отца» (1987).
Озорной, самовольный мальчишка Ленька Егоров («Врагам не будет покоя») быстро взрослеет. Отец убит на фронте, мать и сестра погибли в Ленинграде от разрыва бомбы. Мстить! — это желание определяет поступки Леньки. И, не считаясь с мнениями взрослых, он бежит из детдома. Едва не умершего с голоду подбирает его семидесятилетний Федор Савельевич Кириков. Мальчик живёт надеждой уйти к партизанам, догадывается, что молчаливый дед и его внук Митя связаны с ними. Именно здесь учится Ленька терпению, наблюдательности, умению молчать. Узнает мальчик и настоящую дружбу. Автор немногословен, когда раскрывает душу подростка: он видит ее в поступке, в действии, и это убеждает более всего. Привлекает повесть и тем, что просто и непритязательно рисуется обстановка - тайга, знакомая А. Петухову и его героям, - она для них надежная союзница.
«Действующим лицом» остается тайга и в повести «Сить — таинственная река». Пространных пейзажных описаний в ней нет. Но природа - лес, речки, озеро - везде, куда ни ступает мальчишеская нога. Ну, вот, например: «Вязкая старица выглядела впечатляюще. По берегам черные от воды и почти лишенные листьев заросли ивы, то тут, то там зеленеют островки камыша и рогоза, местами торчат из воды причудливо пригнутые коряги, увешанные тиной и мхом. И всюду трава, трава, трава-элодея, кувшинки, кубышки, стрелолист».
Анатолий Петухов умеет захватить читателя своей влюбленностью в лес, реку, знанием сельских забот, многих мелочей, какие известны только обитателю таежной деревни. Эти же качества нашли отражение и в повести «Дай лапу, друг медведь».
...Пока в деревне ждут бригаду охотников, чтобы застрелить медведя, повадившегося на поле сортового овса, ребята сами решают отпугнуть зверя. Это оказалась медведица с тремя медвежатами, и сын бригадира Валерка со своим другом Андрюшкой загорелись желанием спасти малышей. Они долго боролись за их жизнь, но обстоятельства оказались сильнее - только один медвежонок остался в живых.
Эта история примечательна тем, как ребята учатся у взрослых, осваивают науку общения с лесом. Сколько любопытного узнает читатель из повести А. Петухова, так сказать, попутно, между делом! Причем, писатель не специально рассказывает, будто удивляя богатой осведомленностью охотника-профессионала. Нет, все открывается в действиях самих мальчишек - на рыбалке, в лесу. Вот ребята пробивают пешней лунку во льду - собрались рыбу ловить. Тут мы узнаем и как длину лески регулировать в зависимости от глубины, и как работать короткой зимней удочкой. Даже как удобнее устроиться на льду, чтобы не замерзнуть и не устать, - и это узнает читатель.
А что же спасенный медвежонок? Зверя, выросшего в лесу, игрушкой не сделаешь, и об этом А. Петухов пишет серьезно и строго. Перезимовал малыш в соломе на сарае и ранней весной, выпущенный своими спасителями, убежал в лес. 
Анатолий Петухов, просто и непосредственно рассказывая о своих героях, будит благодарные чувства к природе. А они найдут добрый отклик в любой человеческой душе.
Сюжет книги «Без отца» внешне несложен: у десятиклассника Димы Козырева в больнице умирает отец, сорокалетний учитель, уважаемый в селе человек. Подросток остается за старшего в семье, где, кроме него, брат-пятиклассник Костя и семилетняя Оля. Семья начинает жить без  отца... Вскоре Дима понимает, как нелегко выполнить последнюю волю близкого человека: «Живи по совести! По правде живи. Чтобы ни перед кем не было стыдно...» На собрании подросток произносит слова, в наше прагматичное время, быть может, кажущиеся наивными: «Воровать лес не буду. Нельму ловить не буду». Жизнь по совести становится для него главной целью.
Автор показывает нравственное становление героя. Пусть для многих он кажется «белой вороной», но его поддерживают Вика, ее отец, - значит, со временем поймут и остальные.
В конце повести Дима оказывается в сложной ситуации: выйти одному, безоружному, к четырем вооруженным браконьерам или отсидеться в камышах. Он без колебаний выбирает первое, и браконьеры отступают...
Анатолий Васильевич много сделал для того, чтобы сохранилась вепсская культура, язык. «Судьба вепсов — моя боль, - говорит писатель. - С детства в нас закладывалось знание вепсского языка, обычаев, примет. И вот это приобщение к глубинным истокам культуры вепсского народа, переплетение с той богатейшей природой, в которой прошло детство, - все это создало такие условия, что где бы я ни находился, не мыслил свою жизнь без этого края». В 1972 году вышел «Словарь вепсского языка» (Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1972), в создании которого писатель принимал самое непосредственное участие, был редактором издания.
С 1993 года преподавание вепсского языка в школах снова было официально закреплено, и Анатолий Васильевич писал рассказы для детей на языке предков. С 1972 года он - член Союза писателей. 30 августа 2016 года Анатолий Васильевич Петухов ушел из жизни.

Книги для детей:
Петухов А.В. Без отца: Повесть: (Для ст. шк. возраста). - М.: Дет. лит., 1987. - 188с.: ил.
Петухов А.В. Дай лапу, друг медведь!..: Повесть: (Для сред. шк. возраста). - М.: Дет. лит., 1978. — 191 с.: ил.
Петухов А.В. Люди Суземья: Повесть, рассказы: (Для ст. шк. возраста). - М.: Сов. Россия, 1986. - 286 с.
Петухов А.В. Повести для детей и юношества : [избранное : в 2 т.] / Анатолий Петухов. – Вологда : Полиграфист.
     Т. 1. – 2005. – 379 с. : порт.
     Т. 2. – 2005. 428 с. : порт.
Петухов А.В. Повести о дружбе: (Для сред. шк. возраста). - Архангельск; Вологда: Сев-3ап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1990. –287 с.: ил.
Петухов А.В. Сить - таинственная река: Повести: (Для сред, и ст. шк. возраста). - М.: Дет. лит., 1983. - 303 с.: ил.
         
Библиография:
Оботуров В. А там, в глухомани: [Анатолий Петухов]  //  Оботуров В. В буднях: Вологда литературная за 25 лет. -  Архангельск, 1988. – С. 275 – 291.
        
* * *
Петухов А. «Судьба вепсов – моя боль»: Интервью // Вологодский комсомолец. – 1990. – 21 января. – С. 8.



Аринин Владимир Иванович

Багров Сергей Петрович

Балакшин Роберт Александрович

Гогулина Татьяна Васильевна

Ермаков Дмитрий Анатольевич

Леднев Юрий Макарович

Маркелов Леонид Васильевич

Матвеев Николай Иванович

Павлов Константин Алексеевич

Щекина Галина Александровна