Яндекс.Метрика

Календарь

Московское время:

Мероприятия на месяц



"Поклонимся великим тем годам"

Противодействие коррупции



"Веб-ландия!"

  

Стругацкие Аркадий и Борис

Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие - «Стругачи» ) — братья Аркадий Натанович (28.08.1925 г., Батуми — 12.10.1991 г., Москва) и Борис Натанович (15.04.1933 г., Санкт-Петербург — 19.11.2012 г., Санкт-Петербург), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.
Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал переводчиком с английского и японского языков, редактором.
Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета (1955) по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской обсерватории.
Первое заметное произведение братьев Стругацких — научно-фантастическая повесть «Страна багровых туч» (1959). Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить. Стругацкие расцвечивают традиционные фантастические схемы остросюжетными ходами и коллизиями, живостью образов, юмором.
Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране. Их книги в этот период пронизаны духом оптимизма, веры в прогресс, в способность человеческой природы и общества меняться к лучшему. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962).
Начиная с повестей «Трудно быть богом» (1964) и «Понедельник начинается в субботу» (1965), в творчестве Стругацких появляются элементы социальной критики, а также моделирования вариантов исторического развития. Повесть «Хищные вещи века» (1965) написана в традициях популярного на Западе «романа-предупреждения».
В середине 1960-х гг. Стругацкие становятся не только популярнейшими авторами в жанре научной фантастики, но и выразителями настроений молодой, оппозиционно настроенной советской интеллигенции. Их сатира направлена против всевластия бюрократии, догматизма, конформизма. В повестях «Улитка на склоне» (1966–1968), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Сказка о Тройке» (1968) Стругацкие, мастерски используя язык иносказаний, приемы аллегории и гиперболы, создают яркие, гротескно заостренные картины социальной патологии, порождаемой советским вариантом тоталитаризма. Все это навлекло на Стругацких резкую критику со стороны советского идеологического аппарата. Некоторые из уже опубликованных ими произведений были фактически изъяты из обращения. Роман «Гадкие лебеди» (закончен в 1967, опубликован в 1972 г., Франкфурт-на-Майне) был запрещен и распространялся в самиздате. Их произведения с огромным трудом выходили в малотиражных изданиях.
В конце 1960-х и в 1970-х гг. Стругацкие создают ряд произведений с преобладанием экзистенциально-философской проблематики. В повестях «Малыш» (1970), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976) на первый план выдвигаются вопросы конкуренции ценностей, выбора линии поведения в критических, «пограничных» ситуациях и ответственности за этот выбор. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 г. по сценарию Стругацких.
В романе «Град обреченный» (написан в 1975, опубликован в 1987 году) авторы строят динамическую модель советского идеологизированного сознания, исследуют различные фазы его «жизненного цикла». Эволюция главного героя романа, Андрея Воронина, символически отображает духовный опыт поколений советских людей сталинской и постсталинской эпох.
Последние романы Стругацких — «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984), «Отягощенные Злом» (1988) — свидетельствуют о кризисе рационалистической и гуманистическо-просветительской основ мировоззрения авторов. Стругацкие ставят теперь под сомнение как концепцию общественного прогресса, так и могущество разума, его способность находить ответ на трагические коллизии бытия.
Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Однако сам Б. Н. Стругацкий предпочитал называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится человек и его судьба, а иные планеты или техника будущего — не более чем «декорации».

Стругацкий, А. Н.
Хромая судьба ; Хищные вещи века : фантаст. повести / Аркадий, Борис Стругацкие ; худож. В.Ситников. - М. : Книга, 1990. - 383 с..

Стругацкий, А. Н.
Второе нашествие марсиан : записки здравомыслящего / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ; [ил. С.Плаксин]. - Л. : Смарт, 1990. - 80 с. : ил. ; Сф. - (Альбом "ХХ в." : малая сер.). - 3.00 р.

Стругацкий, А. Н.
Стажеры; Путь на Амальтею; Малыш; Парень из преисподней
: [фантастические повести] / А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий. - М. : Дет. лит., 1992. - 543 с. : ил. - (Библиотека приключений и научной фантастики). - 12.75 р.

Стругацкий, А. Н.
Волны гасят ветер; Обитаемый остров; Жук в муравейнике: [фантаст.повести] / А.Н.Стругацкий, Б.Н.Стругацкий. - Томск : Кн. изд-во, 1992. - 592 с.

Стругацкий, А. Н.
Трудно быть богом ; Попытка к бегству ; Далекая радуга
: [фантаст. романы / послесл. С. Переслегина ; ил. Я.Ашмарина]. - М. : АСТ ; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 493 c.

Стругацкий, А. Н.
Понедельник начинается в субботу ; Сказка о Тройке
(2 экз.) : [фантаст. романы / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ; послесл. С. Переслегина ; ил. А.Карапетяна]. - М. : АСТ ; СПб.: Terra Fantastica, 2004. - 607 c.

Стругацкий, А. Н.
Пикник на обочине; Отель "У погибшего альпиниста"; Улитка на склоне
: [фантаст. романы / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий ; сост. Н. Ютанов ; послесл. С. Переслегина ; ил. Я. Ашмариной, А. Карапетяна]. - М. : АСТ ; СПб.: Terra Fantastica, 2004. - 621 c.

Стругацкий, А. Н.
Парень из преисподней ; Беспокойство ; Жук в муравейнике ; Волны гасят ветер :
[фантаст. романы] / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. - М. : АСТ [и др.], 2003. - 573 c.

Стругацкий, А. Н.
Обитаемый остров ; Малыш :
[фантаст. романы] / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. - М. : АСТ [и др.], 2003. - 539 c.

Стругацкий, А. Н.
Путь на Амальтею; Повесть о дружбе и недружбе; Экспедиция в преисподнюю :
Фантаст. повести / Аркадий Стругацкий,Борис Стругацкий. - М. : Эксмо; СПб. : Terra Fantastica, 2003. - 509 c.

Стругацкий, А. Н.
За миллиард лет до конца света; Пикник на обочине; Гадкие лебеди
: Фантаст. романы / Стругацкий А.Н.,Стругацкий Б.Н.;Послесл.авторов. - СПб. : Альянс : Позисофт, 1993. - 512 c.

Стругацкий, А. Н.
Град обреченный; Второе нашествие марсиан :
Фантаст. романы / Сост. Н.Ютанов; Послесл.С.Переслегина; Ил.А.Карапетяна. - М. : АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2000. - 557 c.

Экранизации:
• 1979 — «Отель „У погибшего альпиниста“» (реж. Г. Кроманов)
• 1979 — «Сталкер» (реж. А. Тарковский)
• 1981 — «Космические пришельцы» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв)[7]
• 1982 — «Космические пришельцы 2» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв)[8]
• 1982 — «Чародеи» (реж. К. Бромберг)
• 1983 — «Миллиард лет до конца света» (венг. Egymilliárd évvel a világvége előtt, реж. Ласло Феликс, сценарий Ласло Цетё Бернат, Петер Сентмихайи Сабо, Аркадий Стругацкий)[9]
• 1986 — «Письма мёртвого человека» — (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
• 1987 — «Малыш» — телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
• 1988 — «Дни затмения» (реж. А. Сокуров)
• 1989 — «Трудно быть богом» (реж. П. Фляйшман)
• 1990 — «Искушение Б.» (реж. А. Сиренко) по киноповести «Пять ложек эликсира»
• 1994 — «Неназначенные встречи» (чеш. Nesmluvená setkání, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш»
• 1996 — «Перед концом света» (греч. Πριν το τέλος του κόσμου, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий)[10][11][12]
• 2006 — «Гадкие лебеди» (реж. К. Лопушанский)
• 2009 — «Обитаемый остров» (реж. Ф. Бондарчук)
• 2012 — «6» (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)[13]
• 2013 — «Трудно быть богом» (реж. А. Герман-старший)
• (?) — «Понедельник начинается в субботу» (продюсер Ю. Бахшиев, сценарий С. Лукьяненко)[14]

Компьютерные игры:
• 2007 год — «Обитаемый Остров: Послесловие»
• 2007 год — «Обитаемый Остров: Чужой Среди Чужих»
• 2007 год — «Трудно быть богом»
• 2007 год — «Обитаемый Остров: Землянин»
• 2007 год — «Отель „У погибшего альпиниста“»
• 2008 год — «Понедельник начинается в субботу»
• 2009 год — «Обитаемый Остров»
Серия игр «S.T.A.L.K.E.R.» официально никак не связана с братьями Стругацкими, но использует многие элементы из «Пикника на обочине» и «Забытого эксперимента», а начало жанру Сталкер (книжная серия) положили именно Стругацкие.