Опрос

Что вы ожидаете от библиотеки в первую очередь:



Яндекс.Метрика

Календарь

Московское время:

Мероприятия на месяц

"Поклонимся великим тем годам"





"Веб-ландия!"

Прогулки по старой Вологде

Прогулки по старой Вологде

Вологда относится к числу старинных русских городов, наиболее полно сохранивших свой первоначальный исторический облик. Принято считать, что она была основана в 1147 г., хотя это предание не подтверждено научными исследованиями. В письменных источниках Вологда впервые упоминается в 1264 г. Свое название город получил по небольшой, но очень живописной реке. Вливаясь в Сухону, соединяясь в районе Великого Устюга с реками Юг и Вычегда, Вологда течет к Северному Ледовитому океану.
За вологодские земли долгое время шла борьба между Москвой и Великим Новгородом, завершившаяся в пользу Московского княжества к середине XV века. Во второй половине XVI в., в царствование Ивана IV, Вологда стала обретать черты крупного северного города, здесь началось каменное строительство. Начиная с эпохи Петра I, Вологда постепенно теряла свое геополитическое значение и к концу XIX века превратилась в тихий, типично провинциальный губернский город, в первую очередь примечательный старинными ансамблями каменного и деревянного зодчества.

Софийский кафедральный собор
Из двух десятков опричных городов Вологду Иван Грозный выделял особо и в 1566 г. начал строительство мощного кремля, превышавшего московский по числу башен в полтора раза, а по площади – в два, с рвами и земляными насыпями. Кремль был выстроен, но ветшал от века к веку. Единственный «современник» Грозного, дошедший до нас, - Софийский собор (1568 – 1570). Собор стал первым каменным зданием города, построен он по образцу московского Успенского собора.
Зодчий, предположительно Размысл Петров, помня изречение древних «Он построил богато, потому что не умел построить красиво», искал красоту не в украшательстве, а в гармонии пропорций и стройности силуэта. Храм сочетает цельность, мощь и легкость. Барабаны с куполами составляют половину высоты строения. Собор расписан ковром фресок площадью 5000 м кв. ярославцем Дмитрием Плехановым. Рядом с собором вскоре появились деревянная колокольня и стены Архиерейского двора (1671 – 1675 гг.). Каменная колокольня сооружена в 1654 – 1659 гг. Доныне сохранились 24 колокола, в том числе часовые.
Теплый барочный Воскресенский собор выстроен в 1772 – 1776 гг.
В заречную часть города можно было проехать по деревянному Соборному мосту, существовавшему с 1847 по 1900 г.
Кремлевская площадь – единственный сохранившийся архитектурный ансамбль, дающий представление о старом городе.

Сенная площадь
Главной административной площадью Вологды считалась Сенная, в действительности она состояла их трех площадей: Афанасьевской, Сенной и Спасской.
Спасо-Всеградский собор (1688 -1698), церковь Николы на Сенной (1713 – 1777), Афанасьевская церковь (конец XVII в.) не сохранились до наших дней.
К началу XX в. в городе было 65 отдельно стоящих церквей и часовен разных конфессий, не считая домовых храмов при учебных заведениях и тюрьме. По количеству храмов на одного жителя в 1836 г. Вологда почти в 2,5 раза превосходила Москву. По числу святых, «в земле российской просиявших» Вологодчина превосходила другие регионы страны. Не случайно в церковном календаре для памяти вологодских святых отцов установлена отдельная дата. «Вологда – город святой, и жители его святы», - считал посетивший город в конце XIX в. обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев.

Спасо-Всеградский (Спасообыденный) собор
Церковь связана с одним из самых трагических событий в истории древней Вологды. В 1654 г. когда мор унес половину населения города, вологжане по обету построили «обыденный» (однодневный) храм. За день была написана и икона Спасителя. По преданию, после этого чума прекратилась.
В 1688 – 1698 гг. «миром» соорудили каменный Спасо-Всеградский собор. Считалось, что, как в Москве ни один благочестивый человек не пройдет мимо Иверской иконы, так и в Вологде он не может не поклониться иконе Всемилостивого Спаса. Храм посещал каждый гость города. Вологжане договорились содержать собор «ввек, покамест Господь Бог Вседержитель благоволит быти».
В 1924 г. храм передали под Дом искусств, затем под кинотеатр. В 1972 г. его снесли. Сейчас на месте алтарной части собора установлен Поклонный крест. 

 

Александровская улица
Александровская улица получила свое название от одноименного сада. Сад был разбит в 1839 г. на Сенной площади в память о пребывании в Вологде в 1824 г. императора Александра I. Средства на устройство сада пожертвованы вологжанами. Александровский сад существует и поныне, правда его название вышло из употребления. В 1975 г. на территории сада был открыт мемориал «Вечный огонь».
Во втором здании по левой стороне Александровской улицы в начале XX в. располагался кинотеатр «Новый Ренассанс». Кроме него фильмы демонстрировали и другие вологодские «синема»: «Модерн» на Гостинодворской улице, «Аполло» на Гостинодворской площади, «Старый Ренессанс» в Пушкинском народном доме, «Вокзал-Тироль» на Пятницком бульваре, «Рекорд» на Кирилловской улице и «Идея» - плавучий кинотеатр на барже.

Гостинодворская площадь
Торговля всегда имела в Вологде, расположенной на пересечении важных торговых путей, особое значение. Еще во времена Ивана Грозного вологжане вели дела не только с Сибирью, но и с Западной Европой. Не случайно первым послом России в Англии стал вологодский торговый человек Осип Непея.
В конце XVIII – начале XIX в. в Вологде возводятся торговые ряды, украшением которых стал трехэтажный Ярмарочный дом с высоким шпилем, спроектированный губернским архитектором Петром Бортниковым.
Торговая жизнь Вологды в основном проходила на Гостинодворской и Казанской площадях, Гостинодворской и Кирилловской улицах, а также на Каменном мосту. Каждый год, с 15 января по 1 февраля, проводилась Вологодская ярмарка, на которой заключались сделки на продажу и покупку оптовых партий товара. На ярмарку съезжались продавать свой товар и покупать необходимые для хозяйства предметы крестьяне из ближайших к городу деревень.
Торговыми днями в Вологде были понедельник, среда и пятница.
На Гостинодворской площади были расположены Меховые и Рыбные ряды, от Каменного моста в сторону Большой Дворянской (Октябрьской) улицы тянулись лавки Железного ряда. Напротив него, по другую сторону площади, располагались Кожевенные, Холщевые и Мануфактурные ряды. Позади Ярмарочного дома существовали Хлебные ряды. Кроме того, в Вологде имелись Лоскутный, Горшечный, Щепной, Гробовой и другие ряды. Предметы роскоши и товары из Парижа можно было приобрести на Кирилловской улице.
Во второй половине XIX в. многие ряды были надстроены вторым, а иногда и третьим этажом.
Цены в дореволюционной Вологде были достаточно низкие. В 1870 – 1880-е гг. вологодская семья из 6-8 человек без труда могла прожить в месяц на 25-30 рублей; 10 рублей стоил съем квартиры, включая обеды. Обучение детей обходилось родителям в 18-20 рублей в год.

Кирилловская улица
Кирилловская улица названа по храму Кирилла Белозерского на Соляном дворе (XVII в.). Она считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Вологде. На ней располагались лучшие модные магазины. На улице работало несколько аптек, в которых кроме лекарств продавали парфюмерию и даже фотоаппараты и велосипеды. Здесь располагались фотосалоны, магазины по продаже книг и «колониальных товаров».
В 1910 г. на Кирилловской улице господином Р.С. Шраммом был открыт кинотеатр «Рекорд». Здесь игрой на мандолине во время демонстрации фильмов, зарабатывал себе на пропитание ссыльный В.М. Молотов – будущий министр иностранных дел СССР. Ныне в здании размещается кинотеатр «Салют».

Архангельская улица
Основным видом городского транспорта являлись извозчики. Контроль за их работой осуществляла городская дума. «К извозу» допускались лица не моложе 17 лет, получившие от полицмейстера справку о благонадежности. Извозчик получал номер, который обязан был носить на специальной форме. Такой же номер прибивался на пролетку.
Извозчики обычно собирались на Кирилловской улице и Афанасьевской площади у гостиницы «Пассаж», где было много богатых клиентов.
Оплата за проезд колебалась в зависимости от времени суток и расстояния. Днем она составляла от 15 до 60 копеек, ночью – от 20 до 75 копеек. В праздничные дни такса повышалась. За требование платы сверх меры и отказ от поездки по причине плохого состояния дорог извозчик мог быть отстранен от промысла.

Гостиница «Эрмитаж»
В 1913 г. свои услуги приезжим предоставляли шесть гостиниц: «Золотой якорь», «Пассаж», «Эрмитаж», «Москва», «Славянская» и «Северная». Первые три были самые крупные.
Наиболее престижной и дорогой являлась четырехэтажная гостиница «Золотой якорь», принадлежащая семье Брызгаловых. В «Золотом якоре» имелось 36 номеров. Их стоимость варьировалась от 60 копеек до 2 рублей. По примеру Европы в гостинице не существовало комнаты под № 13. Брызгаловы одни из первых в Вологде провели в здание водопровод и электричество. Среди постояльцев гостиницы были известный русский философ Николай Бердяев и поэт Иннокентий Анненский.
В советское время приставка «Золотая» была признана буржуазным излишеством и гостиница называлась просто «Якорь».
«Эрмитаж» славился своей «ресторанной залой». Обед из трех блюд стоил 60 копеек, из пяти – 1 рубль. Меню не содержало изысканных блюд, но порции подавались весьма обильные.

Московская улица. Гостиница «Золотой якорь»
В 1913 г. в городе было 70 улиц, из которых только 37 имели каменные мостовые, 6 улиц были частично замощены, 25 имели деревянные настилы. Характерной чертой Вологды начала XX в. были деревянные пешеходные мостки. Их ширина была так мала, что двое встречных пешеходов с трудом могли разойтись. Уровень мостков у каждого здания был разным, отчего путешествие по ним в ночное время требовало особого навыка.
Деревянные мостки просуществовали в Вологде до 1960-х гг.
Из семи десятков улиц треть именовалась по церквям, на них стоявшим: Афанасьевская, Екатерининская, Кирилловская. Некоторые названия рассказывали о занятиях жителей: Калашная, Кожевники, Гасиловская; другие отражали местоположение: Зеленый Луг, Подлесная, Мостовая. Несколько улиц повествовали об эпохе Ивана Грозного: Копанка. Петербургская, Большая Архангельская, Московская улицы указывали направления к соответствующим городам.

Красный мост
Для соединения центральной части города с Заречьем в районе Зосимовской церкви 5 апреля 1847 г. по проекту инженер-майора Мрачковского был построен деревянный мост с подъемным устройством для пропуска судов. Название «Красный» одни связывают со словом «красивый», другие – с цветом перил (одно время их красили в красный цвет). Каждую весну опоры моста мешали ледоходу. Ледяные заторы ликвидировались с помощью взрывов.
Красный мост служил вологжанам до 1970 г., успел мелькнуть в фильме «Достояние республики» и был заменен узеньким бетонным пешеходным мостом.

Плац-Парадная площадь
Плац-Парадная площадь была главной административной площадью губернии. Здесь, рядом с домом губернатора, устраивались гарнизонные построения и парады, торжественные встречи почетных гостей города, а в XX в. даже футбольные матчи. Может быть, поэтому площадь оградили от скота и праздношатающейся публики проволочным забором и поставили «вертушку».
В 1918 г., когда на Плац-Парадной площади стали устраивать демонстрации, физкультурные праздники и сборы призывников, ее переименовали в Советскую.
В 1934 г. на площади был разбит сквер, названный Кировским после убийства С.М. Кирова. 

 

Городской театр на Плац-Парадной площади
Действа на библейские темы разыгрывались в Софийском соборе Вологды еще до основания первого русского театра. Светские спектакли ставились в городе с конца XVIII в. Вологжане любили театр: в 1870-х гг. в городе с населением меньше 18 тысяч работали две труппы.
Театр на Плац-Парадной площади был построен в 1875 г. для итальянского антрепренера Паскуаля Рамеса. Уроженец вологодского края писатель В.А. Гиляровский вспоминал, что однажды спектакль был сорван помещиком. Тот, переезжая в санях через реку, повстречался с волком, которого, не долго думая, ради потехи привез в театр.
В 1932 г. театр в одночасье сгорел.

Набережная реки Вологды
Один из первых электрических фонарей был установлен в Вологде в феврале 1904 г. на набережной у Красного моста.
До конца XIX в. улицы города освещались в темное время суток 428 керосиновыми лампами. В 1898 г. московская фирма «Щербаков и К» разработала первый проект устройства в Вологде электрического освещения. Электростанция вступила в строй 1 февраля 1904 г. и располагалась на берегу реки Вологды рядом с водонапорной башней.
В 2004 г., в честь столетия эры электроосвещения Вологды, около Красного моста был установлен памятник первому фонарю, полностью повторяющий его формы.

Общий вид города
Река Вологда была любимым местом отдыха вологжан.
В летнее время здесь оборудовались купальни – отдельные для мужчин и женщин плоты. Место купания было окружено с четырех сторон деревянной ширмой и соединялось с берегом мостиками.
С наступлением холодов, как только реку сковывал лед, горожане устраивали многочисленные ледяные горки. С них можно было запросто докатиться до противоположного берега.
На реке в нескольких местах сооружались бесплатные общественные катки. Во избежание снежных заносов их обставляли по периметру срубленными елями.
Особенно шумно отмечалось на реке открытие январской Вологодской торговой ярмарки. На берегу устраивали народные гулянья с традиционными чаепитиями и балаганами, а на самой реке – санные соревнования. В них побеждал тот, кто быстрее всех проезжал участок между Новым (Архангельским) и Красным мостами.

Пристань
Длина реки Вологды – 133 километра, глубина не превышает 5 метров. Река судоходная. В Вологду привозили по суше товары из многих российских городов, чтобы отправить их водным путем в Архангельский порт или Зырянский край. В свою очередь, через Архангельск и Вологду в Россию поступали иностранные товары.
Первый пароход – «Меркурий» - появился на реке Вологде в 1862 г. В 1866 г. в городе было уже 3 парохода. Цены на пассажирские билеты колебались в зависимости от класса: рейс до Тотьмы стоил от 60 копеек (3 класс) до 1 рубля 25 копеек (1 класс), до Великого Устюга – от 1 рубля 30 копеек до 3 рублей 50 копеек, до Архангельска – от 2 рублей 30 копеек до 6 рублей 50 копеек. Кроме междугородного пароходного движения, существовало и пригородное речное сообщение. Популярными среди вологжан были паломнические пароходные поездки по святым местам. До революции многим вологодским пароходам давали имена святых. В советское время все «религиозные пароходы» получили имена русских писателей.

Вокзал Северной железной дороги
Первый поезд прибыл из Ярославля в Вологду 20 июня 1872 г. Первое время с объемом всех перевозок справлялся деревянный вокзал, сохранившийся в измененном виде и поныне. С прокладкой путей до Вятки город стал крупным железнодорожным узлом и «обзавелся» каменным станционным зданием. Предположительно автором проекта был В.А. Щуко.
Пропускная способность дороги составляла 3-4 пары сквозных проездов в сутки. Впоследствии вокзал не раз удлиняли, сохраняя прежний стиль. В XX в. прибытие и отправление редких поездов было своего рода развлечением, перрон притягивал к себе праздную публику.
Для удобства пассажира все было продумано до мельчайших деталей. Была построена крытая платформа, от которой отправлялись поезда на восток – на современном вокзале ее нет. Благодаря форменной одежде с белыми фартуками легко было отыскать станционных служителей: они и багаж могли поднести, и справку дать. О том, какой состав подан на перрон, сообщали переносные указатели: «Поезд на Ярославль», «Поезд на Архангельск». Рядом с центральным входом в вокзал находился ярко освещенный почтовый ящик. Об отправлении поезда оповещал сигнал станционного колокола.

Материал подготовлен по книге
Вологда на рубеже XIX – XX веков: почтовая открытка / [авт.-сост. А Сазонов, Е. Стариков]. – М. : Интер-бизнес, 2010. – 79 с.